Введение принципов национальной политики времен социалистической революции

В социалистической революции во главе с русским уча­ствовали многие народы нашей многонациональной Ро­дины. В. И. Ленин еще в канун Октября убедительно разъяснял: «...думать, что мыслима социальная революция без восстаний маленьких наций... без революционных взрывов части мелкой буржуазии со всеми ее предрассуд­ками, без движения несознательных пролетарских и полу­пролетарских масс против помещичьего, церковного, мо­нархического, национального и т. п. гнета,— думать так значит отрекаться от социальной революции».

Совершить небывалый политический переворот и корен­ным образом перестроить действительность под силу лишь объединенным усилиям трудящихся ряда национально­стей. Поэтому национальный вопрос стал одним из тех жизненно важных вопросов, которые решала социалисти­ческая революция в интересах укрепления завоеваний Октября, в том числе и в области культуры. «В нашей мно­гонациональной стране национальный вопрос выступал как один из коренных вопросов строительства социалисти­ческого общества. От его правильного решения во многом зависела судьба нового строя»

На основе разработанных В. И. Лениным принципов национальной политики нашей партии складывались и развивались качественно новые отношения между наро­дами, их культурами, литературами, крепла братская взаимопомощь и дружба, возникала новая историческая общность людей — советский народ и его художественный адекват — советская многонациональная литература.

Таким образом, национальный вопрос составляет не­отъемлемую часть ленинской концепции становления и развития советской литературы.

Встречается иногда мнение, будто национальный вопрос жизненно важен лишь для тех народов и литератур, которые в прошлом терпели национальный гнет самодер­жавия, а для русской литературы он якобы не имеет существенного значения.                       Во-вторых, политика оказала большое влия­ние на развитие и русской советской литературы. Ведь роль ее совершался не обособленно, не отчужденно от процессов в братских литературах, а в тесном в с ними, она не только влияла на них, но немало заимствовала, учитывала, а следовательно, к тому же развитие русской литературы неизбежно предполагало воспитание сознания писателей, уважительного отношения к другим народам, литературам, воплощение принципа интернационализма в художественном творчест­ве, искоренение на этой основе национализма и шовинизма в пей. Вспомним, как непримиримо относился к этим вред­ным явлениям первого послеоктябрьского времени В. И. Ле­нин. Нa VIII съезде РКП (б) (март 1919 года) Владимир Ильич отмечал: «У нас есть, например, в Комиссариате просвещения или около него коммунисты, которые гово­рит: единая школа, поэтому не смейте учить на другом языке, кроме русского! По-моему, такой коммунист, это — великорусский шовинист. Он сидит во многих из нас и с ним надо бороться». В записке от 6 ок­тября 1922 года он подчеркивал: «Великорусскому шови­низму объявляю бой не на жизнь, а на смерть».

Таким образом, мы не исключаем русскую литературу, когда говорим, что ленинское решение национального вопроса имело большое значение для становления и раз­вития советских литератур, их творческих взаимосвязей, в формировании многонациональной литературы социали­стического реализма.

В. И. Ленин всегда рассматривал национальный вопрос конкретно-исторически, в тесном единстве со всем ком­плексом вопросов общественно-политической борьбы, под­чиняя его задачам победы социалистической революции, построения нового общества. Он боролся против нацио­нального гнета, отстаивал равноправие народов, видя в нем основу интернационального единения рабочих масс против буржуазии. Бундовцы, украинские национал-социалисты типа Юркевича, Донцова, другие оппортунисты тоже были за «равноправие наций», но против классового единения трудящихся, ибо оно якобы приведет к ассимиляции, бу­дет подрывать развитие нации. А поэтому главными, на их взгляд, должны быть принципы «культурно-националь­ной автономии», «национальной культуры».

В ряде работ, особенно в «Критических заметках по национальному вопросу» (1913), В. И. Ленин разоблачает буржуазную сущность этих лозунгов, националистическую позицию их защитников и пропагандистов. Обратим вни­мание на ленинский подход к анализу этих лозунгов. Дей­ствительное значение их он определяет объективным со­отношением классовых сил в стране, то есть рассматривает эти лозунги с точки зрения классовой борьбы. Классовыми антиподами в тогдашнем обществе были пролетариат и буржуазия. Первый боролся за свои права, вторая была господствующим классом и уже в силу этого определяла характер государства, культуры и других общественных надстроек. В таких условиях национальная культура яв­ляется буржуазной и большой арсенал средств влияния на людей направлялся в ней на услужение господствую­щему классу. В национальной культуре есть и элементы демократической, социалистической культуры, ибо в каж­дой нации есть эксплуатируемые массы, неизбежно поро­ждающие и поддерживающие эти элементы, поставленные в буржуазном обществе в тяжелое положение. Поэтому лозунг «национальная культура» в классово-антагонистическом обществе является по сути своей буржуазным: он призывает к сохранению и развитию буржуазной нацио­нальной культуры, вносит национализм в рабочие массы и тем подрывает их интернациональную сплоченность, революционную устремленность.

В противовес ему и в интересах победы трудящихся над капиталистами Ленин выдвигает лозунг — «интерна­циональная культура демократизма и всемирного рабоче­го движения». Интернациональная культура не означает ликвидацию национальных особенностей культу­ры. Она не безнациональна, подчеркивает Владимир Ильич. Ленинский принцип интернационализма не отри­цает, а отстаивает равноправие языков и, стало быть, куль­тур; предусматривает необходимость на родном языке полемизировать с «родной» буржуазией, пропагандировать антибуржуазные идеи «родному» крестьянству и тем способствовать объединению революционных сил.

Затем в «Декларации прав народов России» были изложены основы национальной политики Советского правительства. Эта политика исходила прежде нее го из того, что Октябрь уничтожил национальный гнет, провозгласил равноправие и независимость народов, ука­зал социалистический путь их развития. Теперь решитель­но отбрасывается старая позорная политика натравлива­ния и недоверия, придирок и провокаций, провозглаша­ется открытая и честная политика, ведущая к полному взаимному доверию народов, к добровольному и равноправ­ному их союзу.

Таким образом, интернациональное единение трудящих­ся, о котором так настойчиво заботилась Ленинская партия, способствовало коренной социальной ломке и в дальнейшем оставалось важнейшим условием, гарантией успешного завершения социалистической революции, построения нового общества. Воплощение идеи интерна­ционализма в практику отношений между людьми, наро­дами и объединение на этой основе их усилий в борьбе за социализм составляет главный пафос ленинской нацио­нальной политики. Но осуществлялось такое сплочение на основе полного равноправия, добровольности народов. «Мы хотим добровольного союза наций,— такого союза,— под­черкивал Владимир Ильич,— который не допускал бы ни­какого насилия одной нации над другой,— такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном со­гласии».

Победа социалистической революции и неустанная ра­бота трудящихся масс по коренному обновлению жизни вносила существенные изменения и в характер нации: она становится все более социалистической нацией. Изменял­ся соответственно и характер национальной культуры, создавались благоприятные условия для развития в ней демократических, социалистических элементов. Сразу же после Октября в национальных литературах развернулась острая борьба за такое развитие, борьба во многом своеоб­разная, с учетом своих национальных особенностей, обще­ственно-политической обстановки в стране, с учетом опы­та других литератур. Полное равноправие народов воп­лощалось, помимо прочего, и в свободном развитии их культуры как культуры социалистической.

В таких условиях лозунг «национальная культура» ста­новится лозунгом социалистическим, означающим, что каждая национальная культура, литература в Советской стране будет развиваться свободно, самобытно как куль­тура социалистическая и на этой основе будет осущест­вляться их тесное творческое взаимодействие, сближение, вырастет единая, художественно разнообразная советская многонациональная литература.

В. И. Ленин и партия решительно настаивают на необ­ходимости способствовать развитию равноправных нацио­нальных социалистических литератур как важного усло­вия быстрого подъема культурного уровня и классового сознания трудящихся. ЦК РКП (б) «вменяет в обязан­ность всем членам партии всеми средствами содействовать устранению всех препятствий к свободному развитию украинского языка и культуры... Члены РКП на террито­рии Украины должны на деле проводить право трудящих­ся масс учиться и объясняться во всех советских учрежде­ниях на родном языке, всячески противодействуя попыт­кам искусственными средствами оттеснить украинский язык на второй план, стремясь, наоборот, превратить украинский язык в орудие коммунистического просвеще­ния трудовых масс»

Отвечая на вопрос американского журналиста, В. И. Ле­нин говорил: «...мы всячески помогаем самостоятельному, свободному развитию каждой народности, росту и распро­странению литературы на родном для каждого языке...». Позже в заметках на совещании делегатов Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока Владимир Ильич лаконично сформулиро­вал важнейшие проблемы национальных взаимоотношений на первом существовании Советского государства.

И. Ленин требовал от коммунистов, работающих в республиках, понять «своеобразие их положения, положение их республик, в отличии от положения и условий ГСФСР», понять «необходимость не копировать машу тактику, а обдуманно видоизменять ее применительно к различию конкретных условий. Вождь револю­ции настаивал на том, чтобы каждый народ в своем дви­жении к социализму учитывал конкретные условия, свое­образие традиций, уровень развития, при которых начи­нается движение. Еще в первоначальном наброске статьи «Очередные задачи Советской власти» Владимир Ильич подчеркивал: «И местные отличия, и особенности эконо­мического уклада, и бытовые формы, и степень подготов­ленности населения, и попытки осуществлять тот или иной план — все это должно отразиться на своеобразии пути к социализму... Чем больше будет такого разнообразия,— конечно, если оно не перейдет в оригинальничание, тем вернее и тем быстрее будет обеспечено как достижение нами демократического централизма, так и осуществление социалистического хозяйства».

В большей степени это относится к области культуры, искусства, где национальные отличия выражены еще рельефнее. Ведь интернациональная культура вырастает непосредственно из каждой национальной, имея в ней своей базой развивающиеся демократические и социали­стические элементы. Вот почему настоятельная забота партии и Советского государства о суверенном развитии национальных культур, литератур как социалистических, об укреплении их интернационального пафоса была опре­деляющей и для судеб самих национальных литератур, дружеских отношений между ними, и для формирования качественно нового явления — многонациональной совет­ской литературы.

Таким образом, проблемы классического наследия, тес­ного единения литературы с борьбой народов за социа­лизм и решение национального вопроса в культурном строительстве являются действительно узловыми в ленин­ской концепции становления и развития советской много­национальной литературы, хотя и не исчерпывают собой всей ее многогранности. Именно эти проблемы, а точнее, факторы в их органическом единстве составляют общую жизненную основу развития национальных литератур. Ведь каждая из них в своем росте как советская опирает­ся на конкретные социально-культурные жизненные усло­вия, на лучшие национальные традиции, на творческий опыт других литератур. Ленинская национальная полити­ка нашей партии обеспечила свободное развитие, тесное творческое взаимообогащение и сближение братских лите­ратур, формирование и расцвет своеобразного социально-художественного организма, каким является советская многонациональная литература.