В. И. Ленин об интересах развития новой литературы

В интересах развития новой литературы, повышения ее роли в преобразовании действительности В. И. Ленин ста­вит вопрос о необходимости открыто связать всю куль­турно-творческую, просветительную работу с политикой Коммунистической партии. При этом Владимир Ильич обращает внимание коммунистов на трудности в духовном сближении партийного с беспартийным, коммуниста с интеллигентом старой закалки.

«Этот вопрос крайне трудный, и над ним нужно очень и очень задуматься»,— говорил В. И. Ленин на Всероссийском совещании политпросветов. Ленин указы­вает пути его решения, настаивает на существенном улуч­шении всей воспитательной, пропагандистской работы, без чего трудно было бы «пропитать своим духом, зажечь огнем своей инициативы» литературное творчество, под­черкивает необходимость подъема общей культуры, обра­зованности общества, настойчивого собирания и объедине­нии вокруг Советской власти даже тех культурно-творческих работников, которые не привыкли увязывать свою работу с политикой, а тем более необходимой для комму­низма политикой, и таким путем активизировать их уча­стие в социалистическом строительстве.

Разные по характеру и масштабам трудности пришлось преодолевать в этом движении вперед, не все, конечно, художники начинали этот путь удачно и просто, но даже поиски в этом направлении, пусть и с ошибками, были полезны делу формирования советских литератур.

Непосредственные участники революционной борьбы Пыли, разумеется, ближе к народу и его стремлениям, легче осознавали жизненную силу революции, связывали спою творческую работу с новой действительностью. Одна­ко и в этом лагере процесс единения творчества с совре­менностью не был простым, механическим, ибо предпола­гал не только социалистические убеждения, но и соответ­ственную эстетическую вооруженность, которые не всегда бывают синхронными. Нередко революционный пафос подменял у некоторых поэтов глубину понимания сущнос­ти и характера величайшей социальной ломки, затруднял видение подлинно нового, порождал излишнюю абстракт­ность, революционную фразу. И все же писатели, пришед­шие в литературу из народной гущи и революционного водоворота, быстрее находили правильную творческую позицию.

Более сложной была мировоззренческая, идейно-эстети­ческая перестройка писателей старшего поколения, осо­бенно тех, кто оказался на короткое или более длительное время в стороне от борьбы народа и в силу этого терял верные ориентиры своего роста. Такая перестройка совер­шалась своеобразно, индивидуально и для некоторых ли­тераторов растянулась на целое десятилетие.

Большинство же писателей при поддержке Коммунисти­ческой партии углубляет свои связи с жизнью народа, что порождает существенные изменения в развитии националь­ных литератур. Постепенно разрушается межгрупповая отчужденность, культурно-творческие силы все теснее объединяются вокруг задач социалистического строитель­ства, увереннее утверждаются на советских позициях, бы­стро развиваются в братских республиках литературы социалистического реализма. Читатели знакомятся с раз­ножанровыми произведениями прозы М. Горькохю и Л. Фадеева, А. Головко и Т. Гартного, А. Серафимовича и Д. Фурманова, Якуба Коласа и Петра Панча, Л. Леоно­ва и С. Ахундова, А. Толстого и К. Чорного, Ю. Либединского и И. Микитенко, М. Шолохова и Ю. Яновского, С. Зорина и Ю. Везира, Д. Демирчяна и М. Зарецкого, с многочисленными поэтическими произведениями различ­ных творческих манер.

Так усилия В. И. Ленина и Коммунистической партии увенчались большими успехами: художественная литера­тура, искусство в нашей стране становились действенной, неотъемлемой силой социалистического общества.