Урок — «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев

Дома вы прочитали знаменитую повесть Карамзина. Каковы ваши первые впечатления? Чем они вызваны?

Кто главные герои этой повести? В чем проявилась новизна в выборе героев? Эраст — дворянин, Лиза — крестьянка. В произведениях классицизма можно было изображать людей низших сословий в произведениях «низкого штиля»: комедиях, сатирах. Такой герой демонстрировал «низкое» поведение.

Крестьянская девушка Лиза ведет себя благородно. Автор описывает ее богатый духовный мир, ее верность своему возлюбленному, глубину ее чувств. Дворянин Эраст оказывается не героем, как Алексей в «Наталье, боярской дочери», а добрым, но слабым человеком с мелкими чувствами, способным предать свою любовь.

— Прочитайте описание жизни матери и дочери после смерти отца. Какая фраза из этого описания стала знаме Нитой? Выпишите ее.

  • «...И крестьянки любить умеют!..»
  • К кому она относится? Можно ли ее отнести к Лизе?
  • Чем отличается повесть от произведений классицизма?

Для нас сейчас кажется естественным описание чувств человека на фоне пейзажа. Этот прием мы с вами изучали еще в 6 классе. Вспомним такой отрывок:

«Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь поселок:

— Переверну-у-ул!

За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся, — видно, Вадик рассудил, что с меня хватит, и остановил его. Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал». (В. П. Распутин. «Уроки французского».)

Но во времена Карамзина этот прием был новым для русской литературы.

— Найдите в тексте повести примеры того, как пейзаж Помогает читателям понять настроение, чувства героя.

Прекрасное утро на берегу реки — Лиза сидит, «подгорюнившись».

После встречи с Эрастом она возвращается в хижину:

«Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из нее вышла. На лице и во всех ее движениях обнаруживалась сердечная радость. „Он меня любит!“ — думала она и восхищалась сею мыслию. „Ах, матушка! — сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась. — Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!“»

После «заблуждения» Лиза в смятении. Природа вторит ее настроению:

«Между тем блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала». «Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».

После прощания с Эрастом природа теряет для Лизы свою прелесть:

«Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу».

Карамзин внимателен к внутреннему миру героев.

Какие чувства испытывает героиня Карамзина?

Как вы думаете, характер какого героя более сложный — Лизы или Эраста? Почему?

В характеристике поступков Эраста у Карамзина появляются черты психологизма. Проследим, как автор раскрывает перед нами характер своего героя. (Ученики находят и читают следующие отрывки.)

1) «...Сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

«Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. „Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям“,—думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет». (Автор двумя тире выделяет ироническое «по крайней мере на время».)

«Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу — и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми Страстная дружба Невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».

«Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами — одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение Всех Желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог Гордиться И которые были для него уже не новы».

Если мы прочитаем эти отрывки беспристрастно, обращая внимание не на форму выражения мыслей, а на их сущность, то увидим перед собой глубокий психологический анализ поведения героя, который сделал бы честь и современному писателю.

Подведем итоги разговору:

— Что привлекало внимание читателей в «Бедной Лизе»? В чем секрет популярности повести?

III. Влияние сентиментальных повестей Н. М. Карамзина на произведения русской литературы

Юноши и девушки зачитывались повестью Карамзина, ходили к Симонову монастырю смотреть на пруд, в котором утопилась Лиза, и проливали слезы. Но были и такие, кто обвинял автора в безнравственности.

Писатели подражали Карамзину — и писали эпиграммы:

  • Ну можно ль поступить безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?
  • Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, — Топитесь, девушки, в пруду довольно места!

В обществе господствовала мода на сентиментализм. Когда Карамзин сосредоточился на занятиях историей, произведения в стиле сентиментализма начал создавать молодой В. А. Жуковский.

Спустя почти сорок лет А. С. Пушкин написал «Повести Белкина». Он с удовольствием сообщал, что Е. А. Баратынский, прочитавший их, «ржет и бьется». Пушкин радовался смеху Баратынского: это означало, что поэт понял замысел Пушкина. «Повести Белкина» — это сентиментализм «наоборот», это скрытая пародия, стилизация, разрушающая эстетику сентиментализма. Если через сорок лет Пушкин считал нужным расшатывать нормы сентиментализма с помощью введения в текст реалистических деталей, индивидуализации речи, зеркальных сцен, значит, влияние Карамзина до сих пор ощущалось в обществе.

Коллективная исследовательская работа

Мы рекомендуем организовать текстологический анализ в классах с углубленным изучением литературы или на факультативном занятии.

Поработаем немного с текстом «Бедной Лизы» и «Барышни-крестьянки»: нам яснее станет общее и различное в повестях Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина. Учитель подготовит ксерокопии отрывка из «Барышни-крестьянки», раздаст ученикам, предложит прочитать и найти отрывок в «Бедной Лизе», с которым может быть соотнесен пушкинский текст.

Мы сопоставим картины восходящего солнца у сентименталиста Карамзина в «Бедной Лизе» и у реалиста Пушкина в «Барышне-крестьянке».

Н. М. Карамзин: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подго-рюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами солнца. Но Лиза все еще сидела пригорюнившись».

А. С. Пушкин: «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весело-стию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише».

В этих двух отрывках описание восхода солнца дано на фоне пейзажа. Детали пейзажа сходны или даже совпадают.

Из сентиментализма в романтизм пушкинского времени перешла традиция изображения идеального ландшафта. Эта традиция берет начало из глубокой древности, от буколик Вергилия. Ю. В. Манн в книге «Поэтика русского романтизма» цитирует слова Э. Р. Курциуса об идеальном ландшафте: «Минимум его оснащения — дерево (или несколько деревьев), луг и ключили ручей. К этому могут быть добавлены пение и цветы. Самые богатые изображения упоминают еще и дыхание ветра. У Феокрита и Вергилия подобные элементы образуют сцену для пасторальной поэзии. Но потом они отделились и стали предметом рито-ризированного описания».

В наших отрывках есть рощи, «кусточки», есть луг («зеленый покров натуры»), цветы, река, пение птичек, ветерок и даже волнующиеся в воздухе туманы.

У Н. М. Карамзина пейзаж статичен, четко прорисован в деталях. Так в портретах художников-классицистов четко прорисован даже фон (например, в картинах Д. Г. Левицкого), в портретах художников романтического направления детали пейзажа создают настроение, как в картинах Л. В. Боровиковского. Повествователь находится на одном месте и с него наблюдает за неторопливыми изменениями картины утра. Лексика высокого стиля: «восхождение солнечное», «царствовала тишина», «восходящее светило», «творение» — создает возвышенный настрой.

Неспешную созерцательность отражает и синтаксический строй первого предложения описания — сложноподчиненного предложения с придаточным определительным, обе части которого осложнены однородным сказуемым и обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастием и деепричастным оборотом.

Следующее предложение: «Везде царствовала тишина» — будто фиксирует изображение. И лишь в третьем предложении со словами «Но скоро...» появляется движение.

В пушкинской картине царствует не тишина, а солнце. Движение чувствуется в каждом сочетании слов. Предметы лишены тяжеловесных определений, стесняющих порыв. Все подчинено движению Лизы, которая «не шла, а летела». Природа как бы следует за динамикой повествования, мы видим только самое существенное, как на картинах О. А. Кипренского.

У Н. М. Карамзина пробуждающееся «творение» оттеняет состояние героини. «Цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами солнца». Лиза же, горюя, не поднимает своей головы. Контраст этот мягкий, акварельный. Мы видим картину со стороны.

У А. С. Пушкина все полнозвучно и ярко. Заря сияет, облака золотые, небо ясное, роса, ветерок. Мы не вне картинки, а внутри нее. Мы можем не только видеть ее, но и осязать кожей утреннюю свежесть, чувствовать, как сарафан почти по пояс становится мокрым от росы, ветерок приносит запах цветущих трав, а птицы поют словно не вдали, а в нашей душе. Воздух так свеж, что его хочется пить.

Пушкин описанием воздействует почти на все наши органы чувств: слух, осязание, зрение, обоняние, заставляет нас вместе с Лизой ощутить младенческую веселость.

Переходя, следуя пушкинской идее, из уст в уста нескольких рассказчиков, повесть не только не стала более отстраненной, напротив, она приблизилась к читателю и часто помещает его в центр своего действия.

У Н. М. Карамзина описание идеального ландшафта подчинено замыслу произведения, но еще несет на себе печать назидательности.

У А. С. Пушкина картины природы слиты с устремлениями героя и гармонично вплетаются в ткань повествования. Пушкин первый из русских писателей освободил свою прозу от классической заданности и схоластической риторики предшествующих десятилетий.

«Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни, — писал Л. Н. Толстой. — Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».

Домашнее задание:

  1. Прочитать стихотворение Н. М. Карамзина «Осень».
  2. Подготовиться к контрольной работе по литературе XVIII века. Повторить стихотворение и прозаические отрывки, которые были заданы наизусть.

Индивидуальное задание:

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворения «Осень».
  2. Подготовить краткий рассказ о жизни и творчестве Н. М. Карамзина.

Задание для самостоятельной исследовательской Работы учащихся

Найти текстологические параллели между «Бедной Лизой» Н. М. Карамзина и «Повестями Белкина» А. С. Пушкина:

1) «Барышней-крестьянкой»;

2) «Станционным смотрителем», а также между «Натальей, боярской дочерью» Карамзина и «Метелью».