Творчество Германии начала ХХ столетия

Творчество поэтов среднего поколения характеризуется весьма широким диапазоном. Во всяком случае, оно вовсе не осталось невосприимчивым к тому новому импульсу, который принесли с собою в литературу молодые таланты в начале 60-х годов. Более того, оба поколения оказались довольно тесно связаны друг с другом благодаря тому, что ими переживались одни и те же общественно-политические события. Об этом свидетельствует, например, та роль наставника молодых талантов, которую сыграл критик Адольф Эндлер (род. в 1933 г.; в 1955 г. переехал в Германии из Германии). Пережив, как и многие другие поэты, творческий кризис в середине 50-х годов, Эндлер в последующее десятилетие занял позиции, которые были весьма близки поэзии молодых.

Гюнтер Дайке также с большим участием следил за работами молодых поэтов. О «вступлении нового поколения» он писал: «...пока мы еще рассчитывались с прошлым, они уже открывали для себя проблемы в настоящем, в том, что нам представлялось прогрессом, они видели недостатки, они вмешивались в события, спорили друг с другом, с единомышленниками и демонстрировали на практике то, что нам с трудом приходилось постигать теоретически: остроту и разрешимость неантагонистических конфликтов».

Здесь следует назвать прежде всего Фолькера Брауна. Исполненному внутренней силы самосознанию молодого поколения, выросшего уже при социализме, соответствовал в стихах Брауна неизвестный до этих пор образ лирического героя и новая, самобытная метафоричность языка. В первых стихах Брауна ясно ощущаются традиции В. Маяковского и влияние поэтики Е. Евтушенко:

Это магия джаза:

  • Бас взламывает окаменелость оркестра.
  • Ударник вышвыривает бездарные звуки.
  • Рояль вспарывает труп покорности.
  • Саксофон взрывает оковы партитуры.
  • Трепещите, пальцы! - мы играем новую тему,
  • Которой я одержим: быть самим собой я борюсь за это, сливаясь с мотивом и ритмом.

Мощный натиск молодости, стремление изменить жизнь к лучшему, борьба с препятствиями на этом пути - вот что определяет поэтический язык стихов Брауна, в котором нередко звучат резко полемические интонации. Однако Браун не довольствуется одними лишь декларациями; социалистическая реальность воспринимается им во всей ее конкретности. Стройплощадки, пашни, институтские аудитории - здесь происходят события, о которых он пишет в своих стихах. Они воспевают историческое величие творческих деяний человека и атакуют мещанство. Они требуют от каждого полного раскрытия личностных сил на благо общего дела. На более тихих регистрах звучат темы любви и дружбы, выражающие сущность новых отношений людей в настоящем и будущем.

Первый сборник стихов Брауна назывался «Мой дерзкий вызов» (1965). В сборнике «Мы, а не они» (1970) он говорит об общечеловеческих и политических проблемах современного мира.

Целый раздел стихов посвящен отношению к немецкому империалистическому государству, которое он оценивает меркой революционных преобразований эпохи. В социалистическом обществе вскрывается ряд неантагонистических противоречий. Поэт настойчиво подчеркивает определяющую роль рабочего класса и его историческую ответственность. Однако порою в своей философской интерпретации социальных процессов Браун тяготеет к некоторой абстрактности.

В 70-е годы Браун одним из первых поэтов обратился в своем сборнике «Против симметричного мира» (1974) к теме растущей интеграции социалистических стран, к явлениям, которые он считает «решающим процессом этого века». Одновременно его интерес во все большей мере привлекают к себе проблемы личности, возможности, конфликты и перспективы социализма, поэт отстаивает коммунистические идеалы, остро противопоставляя их порою некоторым сложным фактам современности.

Лирика Брауна творчески продолжает традиции классической немецкой поэзии (Гёльдерлин). Примером этому может служить стихотворение Брауна «Время».

Наполовину в шумную высь уже поднялись стены, мерцающие башни, и светло от изобретенного света. Люди теснят друг друга, проходя своими путями, однако взгляды при встрече становятся все приветливей. Тело мое вскоре растворится в цветенье бетона. А лучшего из того, чем дарует время, мне увидеть не довелось. И роз городов. Прекрасное время лишь начинается.

Вслед за поэтическими сборниками Фолькера Брауна выходят его эссеисти-ческие заметки и размышления («Простой правды недостаточно», 1975). Рассказы Брауна, которым присущи автобиографические черты («Беззаботная жизнь Каста», 1972), обычно восходят к той же проблематике, что и его стихи.