Творческая история создания поэмы «Демон»

Поэма "Демон" имеет сложную творческую историю. Более десяти лет своей короткой жизни Лермонтов работал над этим произведением. Первоначальный замысел поэмы относится к 1829 году, когда юному поэту еще не было пятнадцати лет, но и сравнительно незадолго до смерти Лермонтов продолжал вносить отдельные поправки в текст поэмы. Поэт несколько раз прерывал свою работу, а затем снова возвращался к ней. Появлялись новые редакции и варианты, тема расширялась и углублялась, получая все новые оттенки, шлифовался стих, выковывались образы. Произведение вырастало вместе с творческой и идейной эволюцией его автора. Такая упорная работа свидетельствует о том, что тема поэмы глубоко волновала Лермонтова в течение всей его жизни. Поэт стремился художественными средствами, разрешить наиболее важные проблемы своего времени. Вот почему прежде всего необходимо проследить, как работал Лермонтов над поэмой "Демон". Изучение творческой истории произведения даст возможность в дальнейшем глубже понять его смысл.

Как правило, литературное произведение начинает свою жизнь в обществе с момента его опубликования. Этим логически завершается творческий процесс. И Лермонтов в 1839 году одно время вел переговоры о публикации поэмы "Демон" в журнале "Отечественные записки". Однако ни тогда, ни позднее при жизни Лермонтова поэма не могла быть опубликована по целому ряду причин.

Прошло много лет. Уже давно погиб на дуэли Лермонтов, а его любимое детище, поэма "Демон", все еще не появлялось в печати: оно было под цензурным запретом. Лишь в 1856 году дальний родственник поэта А. И. Философов решил напечатать поэму за границей. Но к этому времени появилось новое затруднение — поэма жила во многих десятках списков, которые распространялись повсюду. Ее переписывали от руки, передавали знакомым и друзьям, увозили в провинцию; там вновь переписывали и, перечитывая, восторгались могучей силой лермонтовской поэзии. Поэма жила в народе.

Когда Философов и друзья Лермонтова решили напечатать поэму, то возникли затруднения: по какому тексту производить набор? В руках Философова было несколько списков поэмы "Демон", причем в каждом из них было немало разночтений.

По одному из таких списков, с приведением некоторых вариантов, видимо, из другого списка, поэма "Демон" была напечатана в 1856 году в Карлсруэ.

За границей в 1856—1857 годах на русском языке вышло еще три издания поэмы. Наконец, лишь в 1860 году царская цензура разрешила напечатать в России полностью "Демона". Однако и после этого издания цензурные притеснения не прекращались. Поэма формально была допущена к печати, но различные вымарки и произвольные поправки еще несколько десятилетий искажали текст поэмы.

Царская цензура, вплоть до начала XX века, несколько раз запрещала обращение в народных библиотеках и училищах книг Лермонтова, где была напечатана поэма. Наряду с цензурными искажениями продолжали увеличиваться и искажения по вине редакторов изданий. Это происходило потому, что отсутствие автографа давало возможность каждому редактору выбирать для печати тот список поэмы, который казался ему наиболее интересным. Так, например, в 1891 году П. Висковатов опубликовал даже такой текст, в котором были следы подделки. Начались ожесточенные споры о тексте поэмы "Демон". Эти споры в конце XIX века настолько обострились, что дело приняло скандальный характер. Потребовалось экстренное заседание в Российской Академии Наук, чтобы хотя формально положить конец спорам. Но и после решения Академии вопрос о тексте поэмы не стал более ясным, а споры не прекратились.

Тщательное изучение творческой истории поэмы, истории ее печатанья и текста даст нам возможность решить очень важный практический вопрос: как лучше печатать поэму "Демон"? Какой текст должен быть признан наиболее авторитетным?

Ответ на эти вопросы можно дать только в результате всестороннего изучения поэмы Лермонтова.

Мы уже упоминали, что поэма "Демон" впервые полностью вышла в свет в Карлсруэ (1856 год). Это издание было организовано дальним родственником поэта А. И. Философовым. В 1857 году Философов вторично издал поэму там же, в Карлсруэ. Однако издание 1857 года имело значительные текстологические отличия. К сожалению, редактор не сделал примечания, которое могло бы объяснить, на основании чего были произведены изменения в тексте, а текст, с которого производился набор, был утерян.

В конце 80-х — начале 90-х годов XIX века, когда разгорелись споры о тексте "Демона", было предпринято несколько попыток отыскать список, по которому печатались издания 1856—1857 годов. Большую переписку с родственниками и знакомыми Фило-софова по этому вопросу вел первый биограф Лермонтова проф. П. Висковатов. Однако все усилия были тщетны. Список исчез.

Наконец, лишь в 1940 году, а затем подробнее в 1941 году43 появились сообщения о том, что список, который так долго разыскивали, обнаружен. Эта интересная находка была сделана А. Н. Михайловой в бумагах, принадлежащих А. Философову и хранящихся сейчас в Центральном Историческом архиве в Ленинграде (фонд 1075). Не вдаваясь пока в детали вопроса о значении этой находки, остановимся лишь на внешних чертах рукописи.

Прежде всего, это копия, а не автограф. Текст поэмы переписан неизвестной рукой (видимо, писарем) и занимает почти полностью 27 листов большого формата. Последний, 28-ой лист остался чистым. На первом листе рукой писаря сделана надпись: "“Демон". Восточная повесть". Никаких признаков, могущих служить доказательством того, что список был в руках поэта, нет. Напротив, судя по тому, что некоторые орфографические и смысловые ошибки исправлялись позднее, можно с уверенностью сказать, что автором список не просматривался.

Рукою Философова как на титульном листе, так и на полях по тексту поэмы сделаны примечания текстологического содержания и приведены некоторые варианты. Всего таких примечаний и вариантов 37. Написаны они черными чернилами, как и сам текст. Рукою Философова сделано исправление и тех орфографических ошибок, которые допустил писарь. Все примечания затем пронумерованы красными чернилами и выписаны четко, видимо, писарем, под теми же номерами на 6 листах, которые сшиты и приложены к поэме. На них продолжена нумерация всей тетради (с 28 по 33).

Вся эта обработка списка, надо полагать, проводилась перед сдачей в набор. Некоторые листы носят следы типографской краски. Сличение этого списка с изданием поэмы 1856 года убеждает в их полном соответствии друг другу, исключая, однако, одну весьма существенную деталь, которая будет рассмотрена нами дальше.

В вопросе изучения творческой истории того или иного произведения обычно существенную помощь могут оказать письма автора и мемуары лиц, близко стоявших к нему. Но в данном случае исследователь находится в тяжелом положении. До нас дошло вообще очень мало писем Лермонтова, а непосредственных упоминаний о "Демоне" в них нет. Письма поэта могут дать лишь вспомогательный материал.

Что касается мемуаров, то и здесь дело обстоит не лучше. Все они писались значительно позднее и, как правило, людьми, которые могли сообщить лишь внешние события жизни поэта. С творческой работой Лермонтова они были знакомы очень мало. Даже близкий друг и родственник Лермонтова А. П. Шан-Гирей, на глазах которого свершилось много событий жизни поэта, в своих воспоминаниях крайне беспомощно осветил вопросы творческого характера.

Есть еще одна группа источников, которые крайне необходимы при исследовании творческой истории поэмы. Это биографические работы о Лермонтове. Они помогают понять взаимосвязь "Демона" со всем творчеством поэта. Однако среди огромного количества литературы о Лермонтове лишь немногие работы отвечают современным требованиям. До сих пор нет полной научной биографии Лермонтова. Вышедшая еще в 1891 году биография поэта, написанная П. А. Висковатовым, во многом сейчас устарела. В 1945 году вышел первый том интересного труда Н. Л. Бродского ("М. Ю. Лермонтов. Биография", Москва). Но в этом томе жизнь поэта освещена лишь до 1832 года. Таким образом, не имея полной научной биографии, исследователь должен привлекать к работе большое количество статей различных авторов, посвященных отдельным вопросам жизни поэта.

Подводя итоги обзору источников, необходимо отметить, что утрата большинства автографов Лермонтова, скудость эпистолярного наследства и мемуарной литературы, а также отсутствие полной научной биографии в значительной степени осложняет работу.