Тема: «Особенности категории времени в философии и живописи XVIII века»

Форма урока: комбинированный урок.

Цели: выявление сути коренного перелома в представлениях о времени на рубеже XVIII века. Задачи:

1. Выявление новизны в представлениях о времени на рубеже XVIII века (два признака).

2. Понимание учащимися взаимосвязи новых представлений о времени с живописью Ватто.

3. Развитие у учащихся способностей к анализу.

Схема урока:

1. Вводная часть (сравнительный анализ произведений Тинторетто и

Ватто).

2. Задание 1.

3. Два признака времени.

4. Задание 2.

5. Задание 3.

6. Анализ картины Ватто «Отплытие на Киферу».

7. Заключение.

Ход урока

Видеоряд: 1. Ватто «Квартет», «Капризница», «Рекруты». 2. Тинторетто «Тайная вечеря», «Св. Марк освобождает раба».

Попробуем сравнить картины Ватто и Тинторетто, а это значит, что фактически мы пробуем сравнить представление о времени, свойственное Позднему Возрождению и XVIII веку. Ещё раз посмотрим на произведенияТинторетто. Ракурсы, в которых изображены фигуры, стремительны, неожиданны взрывы света, действия и движения героев противоречивы, но, взятые вместе, они всё же фиксируют некую остановку в потоке времени, т. е. можно сказать, что картины. Тинторетто - это некая застывшая мимика действия, которая не имеет продолжения ни в прошлом, ни в будущем. На этой ступени европейская живопись остаётся, в сущности, на протяжении всего XVII века.

Видеоряд: 1. Эль Греко «Погребение графа Оргаса». 2. Веласкес «Сдача Бреды». 3. Ян Стен «Танцующая компания». 4. Рембрандт «Возвращение блудного сына».

Задание: 1. В каждом из предложенных произведений (конца XVI-XVII века) попытаться увидеть остановку во времени. 2. Объяснить, каким образом она образуется при столь разных ракурсах, действиях фигур.

Учитель. На рубеже XVIII века происходит перелом, отображения которого мы видим как в философии, так и в изобразительном искусстве. Лейбниц, например, пишет, что толковать время как чередование неподвижных положений, застывших состояний недостаточно, потому что ощущение времени человеком зависит от содержания события. Что-то человек может переживать как бесконечно долго длящееся, что-то протекает так быстро, что он и не замечает, т. е. ощущение длительности времени зависит от его содержания. Такого рода размышления приводят к открытию очень важных признаков времени (чуждых философии XVII века): 1) что время непрерывно, т. е. невозможно, как это было в эпоху Ренессанса, выхватить событие из потока времени; 2) длительность времени, т. е. прошлое продолжается в настоящем и будущем. Эти два признака времени: его непрерывность и возможность продолжить прошлое в настоящее и будущее - великолепно воплотила живопись Ватто, который сумел в своих произведениях достичь впечатления текучего движения, воспринимающегося как музыкальный ритм, что было недоступно европейской живописи до него.

Диапозитив или репродукция картины Ватто «Отплытие на Киферу».

Задание 1. Рассмотреть внимательно, как изображены три парочки, и найти отличие.

(Для учителя: 1-я парочка - кавалер убеждает робкую возлюбленную двинуться в путь, но дама ещё сопротивляется, и потому в игру вмешивается сам Эрот в бархатной курточке. 2-я парочка: прекрасная дама протягивает руки кавалеру, готовому привлечь её к себе. 3-я парочка: кавалер увлекает за собой даму, которая бросает на подруг прощальный взгляд.)

Задание 2. Попытаться найти связь между этими тремя парочками, помня о том, что в живописи Ватто воплощены два признака времени, открытых философией XVIII века: время непрерывно и оно продолжается из прошлого в настоящее.

(Дать возможность учащимся самостоятельно связать действия, разворачивающиеся на картине с двумя признаками времени, сформулированными философией XVIII века.)

Учитель. Несомненно, перед нами три разрозненные парочки, но ситуации, в которых они находятся, отчётливо взаимосвязаны: мы видим перед собой чудесное нарастание единой эмоции - кавалер уговаривает даму, та сопротивляется, но постепенно она сдаётся, и, наконец, кавалер увлекает за собой даму. Мы переживаем начало, развитие и завершение единой эмоции, но, что самое удивительное, в итоге остаёмся в одиночестве. Впервые в истории живописи Ватто удалось воплотить образ уходящего, исчезающего в прошлое времени. Парадоксально, что Ватто считается основоположником рококо во французской живописи, искусства, которое называли мотыльковым, в котором видели только «сплав бытового, декоративного и театрального, в живописи которого есть свои особые цвета с изысканными, галантными названиями: «цвет бедра испуганной нимфы», «цвет потерянного времени» и т. д., и при всей этой внешней лёгкости такая глубина и серьёзность содержания!» Домашнее задание:

1. Описание картины Ватто «Отплытие на Киферу» с учётом знаний, полученных на уроке.

2. Опережающее задание. Общие сведения о философии Шопенгауэра, Гегеля, Канта (по выбору, письменно или устно).

Вопросы к теме:

1. В чём заключается отличие в подходах к воплощению представлений о времени Тинторетто и Ватто?

2. Назвать и объяснить открытые философией XVIII века два признака времени.

3. Как проявились новые представления о времени в живописи Ватто?

.