Связь с романтизмом в творчестве Антонио де Труэвы (Antonio de Trueba, 1819-1889)

Выходец из баскской крестьянской семьи, многие годы вынужденный жить вдали от родных мест, Труэва, писатель-самоучка, во всех своих произведениях с глубоким и неподдельным чувством воспевает свой край, горы и долины Басконии, их трудовой люд, главным образом крестьян, еще не затронутых буржуазной цивилизацией. Страстный любитель и собиратель народной поэзии, Труэва и сам писал по-баскски и по-испански бесхитростные и простодушные стихи, которые вошли в сборники "Книга песен" (El libro de los cantares, 1851), "Книга гор" (Libro de las montanas, 1867) и др. Многие из его стихотворений, в свою очередь, получили широкое распространение в устной традиции как народные песни.

Еще большую известность приобрел Труэва своими многочисленными рассказами, собранными в книгах "Народные рассказы" (Cuentos populares, 1853), "Рассказы розового цвета" (Cuenlos de color de rosa, 1854), "Крестьянские рассказы" (Cuentos campesinos, 1860), "Разноцветные рассказы" (Cuentos de varios colores, 1866) и др. Гимн патриархальному бытию бискайского крестьянства в устах Труэвы звучит натуральнее и искреннее, чем у Фернан Кабальеро панегирик крестьянам и рыбакам Андалузии.

Жизнь народную Труэва не только знает доподлинно,—он сам живет этой жизнью. Поэтому его рассказы и производят впечатление полной достоверности, чуть ли не документальности. Отсюда и другое свойство этих рассказов — их взволнованный лиризм, нигде не переходящий в фальшивую сентиментальность. Писатель вовсе не склонен смотреть на жизнь только в розовом свете. Рассказы Труэвы — это незамысловатые, но разнообразные житейские истории, в которых грустное часто соседствует с веселым, а трагическое — с идиллией. Сюжету он придает малое значение, часто его рассказы скорее напоминают костум-бристские зарисовки веселых сельских праздников или скромных деревенских похорон, воскресного отдыха крестьян и их тяжких трудовых будней.

Идеалом Труэвы является мирная жизнь крестьянской семьи, занятой честным трудом и угодными богу делами, как, например, в рассказах "Сельское счастье" (Felicidad domestica), "Посев и жатва" (Las siembras у las cosechas) и др. Бедняку он всегда отдает предпочтение перед богачом. Один из рассказов так и называется "Богач и бедняк" (El rico у el pobre). Его герои — два односельчанина, сапожник и местный богатей. Сапожник, хоть и живет в бедности, счастлив, потому что совесть его спокойна. Богач же, всю жизнь проживший обманом ради того, чтобы накопить побольше денег, не может поверить в искренность счастья сапожника. Он пытается совратить его соблазнами богатства и терпит поражение. Тогда он кончает жизнь самоубийством. Однако Труэва достаточно трезв и наблюдателен, чтобы понимать: в жизни чаще одерживает победу не простодушная честность, а наглая корысть. Эту мысль в одном из рассказов — "Дядюшка Корысть" (El tio Inte-res) автор иллюстрирует народной сказкой о том, как Корысть, взяв к себе в компаньоны в торговом деле

Простодушней Справедливость, убивает Простодушие, калечит Справедливость и заживает припеваючи. Вообще в сказках, вкрапленных в сборники Труэвы, писатель иногда отказывается от свойственного ему добродушно-иронического юмора. Описывая некую страну Корретанию в "Кор-ретонцах" (Los corretones), Труэва создает злую карикатуру на буржуазную демократию. Колоритную картину страны Лентяев он рисует в сказке "Компот" (Compota). Сатирические стрелы Труэвы направлены против ловких мошенников-горожан, пользующихся в своих корыстных целях наивностью крестьян, как, например, в рассказе "Томилья-ресцы" (Los tomillareses). Другим объектом сатиры Труэва избирает представителей местной сельской администрации — глупых и жестоких алькальдов, писарей и т. д. Однако в большинстве случаев эти персонажи бывают посрамлены если не своими согражданами, то по воле божьего промысла, как в рассказах "Хитрее Кардоны" (El mas listo que Cardona), "Ребаньяплатос" (Rebanaplatos) и др.

Особое место в рассказах Труэвы занимает тема религии. Простодушная и наивная вера пронизывает все творчество писателя. Это не мешает ему в иных случаях добродушно посмеяться над тем или иным служителем церкви: таковы его рассказы "Экономка священника" (Е1 ama del сига), "Златоуст" (El pico de ого) и в особенности "Священник из Паракуэльяса" (Е1 сига de Рагаси-ellos), где повествуется о сельском священнике, прославившемся не только как благочестивый пастырь, но и как лучший тореро в округе. В целом мир, в который вовлекает читателя Труэва, — это замкнутый мир патриархальной деревни, остающейся верной дедовским обычаям и с недоверием отвергающей сомнительные блага цивилизации.

Великолепный знаток народной речи, Труэва находит для милых его сердцу картин патриархального быта родной Бискайи удивительно поэтичную при всей ее незамысловатости языковую форму.