Своеобразие поэмы «13 полос и 48 звезд»

Органическое сочетание лирического, героического и сатирического определяет своеобразие поэмы "13 полос и 48 звезд". Она написана в форме путевого дневника поэта, совершающего поездку по странам Карибского бассейна. Однако открывает поэму стихотворение "Нью-Йорк" (New York), которое как бы определяет ее лейтмотив. Альберти повествует о TOML как однажды туманным утром он подплывал к Нью-Йорку. Туман, окружающий город, воспринимается поэтом как символ три смутной, но грозной силы, которой обладает Нью-Йорк и его подлинный центр — Уолл-стрит. Со страниц стихотворения встает образ города-спрута:

Нью-Йорк. Уолл-стрит, залитый кровью банк, гангреною разъеденные бронхи, бесстрастных спрутов щупальца, готовых все соки выжать из других народов...

(Пер. А. Шадрина)

Куда бы ни приехал потом Альберти, повсюду он ощущает эти щупальца спрута. На весь американский континент отбросил мрачную тень звездно-полосатый флаг Соединенных Штатов Америки.

Поэма Альберти, однако, — не только страстный памфлет против империализма США и его приспешников в Латинской Америке, но и горячий призыв поэта к единению братских народов для совместной борьбы:

  • Негр, дай белому руку.
  • Белый, дай руку негру,
  • Дайте друг другу руки...
  • Боритесь смело
  • За правое дело...

(Пер. А. Шадрина)

И сквозь трагические картины настоящего все время прорывается вера поэта в счастливое будущее народов. Это и позволяет ему завершить поэму стихотворением "Я тоже пою Америку" (Yo tambien canto a America), в котором взгляд поэта обращен в грядущее.

Когда Ф. Гарсиа Лорку спросили в феврале 1935 г., как он относится к творчеству Альберти "в его новой пролетарской модальности", Лорка ответил: "Альберти — это весьма значительная фигура. Я знаю, что его теперешняя поэзия вполне искренняя. Помимо восхищения, которое я всегда испытывал к нему, как к поэту, теперь он мне внушает также большое уважение".

Рафаэль Альберти вернулся на родину в 1936 г., после победы Народного фронта на выборах. Он становится одним из организаторов и руководителей "Альянса антифашистской интеллигенции", редактором нескольких литературных журналов, одновременно продолжая плодотворную поэтическую деятельность. В годы национально-революционной войны поэт редактировал выходивший в столице фронтовой журнал "Моно асуль" ("Синий комбинезон"). Вместе с созданной им передвижной актерской труппой "Театральная герилья" он объезжает многочисленные фронты. В дни бомбардировок Мадрида фашистской авиацией Альберти организует эвакуацию сокровищ Прадо и других мадридских музеев. Здесь же, во фронтовом Мадриде, он ставит "осовремененную" им трагедию Сервантеса "Нумансия", Под его редакцией выходит несколько поэтических сборников молодых профессиональных и самодеятельных поэтов. И при этом Альберти сам много пишет, создавая героические и сатирические романсы, многие из которых стали народными песнями. Эти годы едва ли не самые плодотворные в его поэтической жизни.

.