”Чувство родины — основное в моем творчестве.”

  • Я люблю родину,
  • Я очень люблю родину.
С. Есенин. (Исповедь хулигана)

"Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины — основное в моем творчестве", — говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшне свой хлеб, были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с самого рождения:

  • Родился я с песнями в травном одеяле.
  • Зори меня вешние в радугу свивали.
  • Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
  • Сутепень колдовная счастье мне пророчит.

И костер зари, и плески волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая гладь озер — вся красота народного края с годами отлилась в стихи, наполненные любовью к русской земле:

  • О Русь, малиновое поле!
  • И синь, упавшая в реку, —
  • Люблю до радости и боли
  • Твою озерную тоску.

О чем бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в "суровые грозные годы", — каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:

  • Но более всего
  • Любовь к родному краю
  • Меня томила,
  • Мучила и жгла.

Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей "русскости", поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта — мир русского крестьянства. "Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы", — писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенности его стихов о родине.

Есенин любнт не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли — Рязанщины, малой родины поэта ("Низкий дом с голубыми ставнями...", "Край любимый...").

В полном соответствии с традицией, заложенной в XIX веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. А. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной "русской идее", а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:

  • Хорошо косою в утренний туман
  • Выводить по полю травяные строчки,
  • Чтобы их читали лошадь и баран.
Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: "голубую оставил Русь", "О Русь, малиновое поле! И синь, упавшая в реку...".

В лирике поэта, посвященной теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует ее как возможность обновления России:

  • О Русь, взмахни крылами!
  • Поставь иную крепь!
  • С иными именами
  • Встает иная степь.

В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, "с крестьянским уклоном". Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. И особенно тяжело, временами трагически, переживает он ломку старых, патриархальных устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нем не нуждается, что у нее теперь другие певцы: "Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен".

С любовью к Отчизне связано и его критическое отношение к себе в это время.
  • Я человек не новый!
  • Что скрывать?
  • Остался в прошлом я одной ногою,
  • Стремясь догнать стальную рать,
  • Скольжу И падаю другою.

Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за нее, поэт скажет:

  • Но и тогда,
  • Когда по всей планете
  • Пройдет вражда племен,
  • Исчезнет ложь и грусть, -
  • Я буду воспевать
  • Всем существом в поэте
  • Шестую часть земли
  • С названием кратким "Русь".
Есенин говорит, что, где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будет помнить свою родину, своих родных:
  • Низкий дом с голубыми ставнями,
  • Не забыть мне тебя никогда.

Россия — единственная любовь Есенина: "Чувство родины — основное в моем творчестве — оно все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья, — все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет, ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы".

 .