Роман «Морсамор» (Morsamor, 1899)

Особое место в творчестве Валеры принадлежит его последнему роману "Морсамор" (Morsamor, 1899). Написанная вскоре после поражения Испании в испано-американской войне 1898 г., развеявшей мираж былого величия страны, книга Валеры стала своеобразным откликом на эти события. Действие романа происходит в начале XVI в. В одном из монастырей доживает свой век брат Мигель, некогда прославленный рыцарь и трубадур Морсамор. Доходящие до его кельи слухи о великих открытиях, совершаемых испанскими и португальскими мореплавателями, растревожили его покой и вновь пробудили в нем честолюбивые помыслы. Владеющий искусством магии брат Амбросио возвращает Морсамору молодость, и тот в сопровождении острослова и скептика брата Тибурсио отправляется на поиски земной славы. Морсамор совершает кругосветное путешествие, посещает разные реальные и фантастические страны, завоевывает царства и завладевает богатствами, покрывает громкой славой свое имя, нигде не находя, однако, удовлетворения и убеждаясь каждый раз, что слава, власть, богатство, любовь — не что иное, как суета сует. Пережив множество разочарований, он спешит к родным берегам и гибнет в бурю, уже видя вдали берега Португалии. В эпилоге рассказывается о пробуждении брата Мигеля от магического сна, в который, оказывается, погрузил его брат Амбросио, чтобы показать суетность земных дел.

Испанские критики, анализируя "Морсамор", подчеркивают, что в мрачные дни поражения Валера как бы напоминал о былом величии родины. Не менее существен, однако, в романе и традиционный для испанской литературы мотив desengafio, разочарования, соединяемый здесь с фаустовской жаждой деяния и с горестным ощущением иллюзорности героического прошлого.

По своей тональности, по кругу идей, для романа важных, "Морсамор" не столько завершает эволюцию реалистического романа XIX в., сколько открывает дорогу философско-психологическим исканиям писателей, известных под названием "Поколения 1898 года". Гуманистическое содержание творчества Валеры, художественное богатство его палитры сделали его одним из наиболее значительных представителей реалистической прозы XIX в.