Рольф Хоххут

Рольф Хоххут (род. в 1931 г.) получил известность в 1963 году своей пьесой «Наместник», добившись огромного успеха: эта пьеса, которую до 1972 года поставили на 60 сценах в 26 странах, произвела воздействие, выходящее за рамки театра. Столь широкий и непосредственный резонанс объясняется тем, что было нарушено одно табу общества реставрации. До сих пор, когда речь шла об ответственности за приход фашистов к власти и развязанную войну, духовенство оставалось вне дискуссий. Хоххут, используя исторические документы, показал, что и на католической церкви лежит печать вины.

Пьеса выносит обвинение папе Пию XII, «наместнику» Христа, и высшему духовенству, виновным в терпимости к преступлениям фашизма, и одновременно показывает антикоммунистический альянс немецких крупных промышленников, убийц евреев, и реакционных сил клира. Особое воздействие этой пьесы Хоххута объяснялось ее атеистическим характером, привлечением и использованием неопровержимых исторических документов. Метод использования этих свидетельств Хоххутом отличается от методики документальных пьес П. Вайса, Г. Киппхардта или Г. М. Энценсбергера. Хоххут строит на основе документов, исторических событий сюжет, который заостряет вопрос о вине, совиновности, свободной воле и ответственности отдельной личности.

Молодой патер Рикардо случайно узнает об отношении папы к фашистской политике уничтожения евреев. Он пытается побудить «наместника» к решительным действиям, но убеждается в том, что дипломатические и коммерческие интересы имеют большее значение. Папа позволяет даже, чтобы у него на глазах происходила депортация евреев. Рикардо разделяет судьбу этих евреев и следует за ними в лагерь смерти Освенцим: он хочет спасти «идею христианства» от несостоятельности официальной церкви.

Историческая и социальная мотивировка действий героев в самом сюжете пьесы дается только частично, однако глубоко раскрывается в приложенных исторических документах. Послесловие и авторские комментарии, выходящие далеко за рамки режиссерских указаний, являются составной частью пьесы. В них действия героев введены в исторический контекст. Этим подчеркиваются недраматургический характер пьесы, трудности поисков материала, подходящего для драматургии: фабула концентрируется на проблематике индивидуальной ответственности и решения совести.

В 1965 году в статье, вызвавшей большой шум, «Классовая борьба не окончилась» Хоххут, исходя из социальных противоречий в западногерманском обществе, опроверг тезис о «социальном партнерстве». Он требовал справедливого распределения собственности как предпосылки свободного расцвета человеческой личности и предотвращения социальных революций. При этом Хоххут высказал критику в адрес рабочего класса, который, как он считал, неспособен добиться своих прав. Такие реформистские представления, сочетаемые с решительной антикапиталистической критикой общественного порядка, являются исходной позицией автора и в пьесе «Герилья» (1970), где показана модель государственного переворота сверху.

Во главе движения стоит миллионер, который, опираясь на городскую герилью, шантажирует государственный аппарат атомной угрозой, чтобы осуществить перераспределение богатства для предотвращения грозящих общественных волнений.

Какая социально-критическая взрывная сила кроется в пьесах Хоххута, которые неизменно отстаивают эту концепцию и исходят из социальных и политических реальностей классового общества, показывают комедии «Акушерка» и «Лисистрата и НАТО».

В «Акушерке» (1971) автор на фоне исторически широкой документации обращается к взрывчатой теме жилищной нужды и жилищной коррупции при капитализме. Он показывает последнюю акцию альтруистки-акушерки и городского советника ХДС, которая переселяет бездомных жителей бараков в поселок, предназначенный для бундесвера, и подбивает их поджечь бараки. Моральное оправдание действий акушерки определяется для Хоххута содержанием ее дарующей и сохраняющей жизнь профессии. В действительности же она может действовать только благодаря своей власти в качестве функционера ХДС и знанию на практике коррупции городского управления и партийного лобби. Акушерка приобретает черты истинно комедийной героини, когда использует противоречия в лагере противников. Она вступает в открытый бой только тогда, когда с помощью общественности были установлены неопровержимые факты. Она действует от имени тех, кто не может осознать собственные интересы. Народные массы сами по себе пассивны, НАТО» (1970) лежит схожий комедийный сюжет. Действие происходит на фоне исторической трагедии - фашистского путча в Греции. В то время как хитрые женщины, следуя примеру своих античных предшественниц, заставляют своих мужей, отказывая им в любви, не отдавать ни одного клочка земли на острове для строительства военной базы НАТО, большие исторические события развиваются своим роковым путем. Победа женщин состоит в укреплении их веры в свои силы, в утверждении возможностей корректировать дела мужчин. После пьесы «Юристы» (1979), обличающей пагубные последствия деятельности нацистских судей в Германии, на сцене была поставлена пьеса Хоххута «Женщины-врачи» (1980), в которой разоблачается, как погоня за прибылью пагубно отражается на взаимоотношениях врачей и пациентов.