«Рассказ о великом плане» М. Ильина

М. Ильина «Рассказ о великом плане» был пятилетний план, по­беждающий в борьбе против анархии производства, присущей капитализму.

Наряду с таким подчеркнуто познавательным очерком, разви­вался и очерк по преимуществу психологический, в котором окру­жающий мир являлся фоном для раскрытия новых черт характера советских людей, новых человеческих отношений. Такой очерк иногда приобретал характер полемики против традиционной роман­тики и экзотики, например в книге Б. Горбатова «Обыкновенная Арктика». Изображая будни и трудности, отнюдь не приукраши­вая арктических зимовок, Б. Горбатов выявляет подлинную ро­мантичность человеческого труда, красоту дружбы и любви, высо­кие моральные качества простых и на первый взгляд заурядных людей — тружеников Севера.

Особое место принадлежало в 30-х годах многочисленным очеркам о капиталистическом мире. В этих очерках разоблачается человеконенавистническая идеология империализма, фашизма, раскрываются противоречия капиталистической системы, изобра­жается тяжелая судьба трудящихся масс и их борьба за сво­боду.

Безымянный

Характер материала во многом определял жанровые и стили­стические особенности этих очерков В книге «Испания» (1930) И. Эренбург рассказывал о жизни и быте испанского народа в спо­койной повествовательной манере; в очерках конца 30-х годов, когда испанский народ в кровавой борьбе противостоял фашизму, очерки Эренбурга приобрели большую эмоциональность и дра­матизм, прониклись пафосом и напряжением борьбы, а в тех слу­чаях, когда речь шла о врагах испанского народа, приближались к гневному сатирическому памфлету. Очерки и корреспонденции, со­бранные в книге «Испанский дневник» М. Кольцова, собственного корреспондента «Правды» в осажденном Мадриде и на других фронтах героической битвы испанского народа, отличаясь необы­чайной яркостью в описании событий, меткостью в характеристи­ках людей, взволнованностью в передаче народного героизма, вме­сте с тем отмечены точностью политического анализа, ясностью понимания действующих в Испании классовых сил. Очерки И. Эренбурга и М. Кольцова, во многом между собой близкие, явились как бы подготовкой к могучему росту художественной публицистики, которая сыграла выдающуюся роль в годы Вели­кой Отечественной войны.

Свойственная И. Ильфу и Е. Петрову ирония, присущие им юмор и тонкая наблюдательность позволили им в книге «Одно­этажная Америка» (1936) в форме путевых зарисовок передать кар­тину жизни скромных рядовых людей капиталистического мира, да­леких от хищнических замыслов Америки «многоэтажной» — Аме­рики финансовых магнатов, представителей большого и часто кровавого «бизнеса». Сознательно ограничивая поле своих наблю­дений буднями простых американцев, И. Ильф и Е. Петров избе­гали прямых публицистических оценок, предоставляя читателям делать выводы из освещенных ими фактов.

Таким образом, художественный очерк 30-х годов не только выполнял задачи боевой оперативной «разведки», осваивающей новые пласты жизненного материала, но и развивался как само­стоятельный, чрезвычайно многообразный по форме и богатый по содержанию жанр советской прозы.