Путь к новым решениям

Советская литература, отображенные в ней идейные позиции и конфликты, обусловленные неантагонистическим характером противоречий, дала важные творческие импульсы для драматургии Германии. С обращением к материалу и темам советской литературы связано прежде всего имя Армина Штольпера (род. в 1934 г.).

Первыми пьесами Штольпера были «Признание» (1963) и «Два физика» (1965), написанные по произведениям Галины Николаевой и Даниила Гранина. Затем последовала пьеса «Современники» (1969), в основу которой положен одноименный кинофильм Габриловича и Райзмана, и «Вознесение на землю» (1970) по мотивам рассказа Сергея Антонова.

Герой этой пьесы отличается высочайшей требовательностью к себе, принципиальностью, нетерпимостью к слабостям и недостаткам окружающих людей. Пережив тяжелую неудачу в своем коллективе, он начинает ценить друзей и товарищей по труду, понимая, что близость этих людей необходима ему для полноценной жизни. Опыт, полученный при работе над этими драматургическими переложениями, Армин Штольпер использовал при создании пьес на современные темы «Клара и гусак» (1973) и «Сапожник и петух» (1976).

Актуальные политические и нравственные проблемы живо интересовали Райнера Керндля (род. в 1928 г.). Для его творчества характерен пропаган-дистско-публицистический пафос, прозвучавший уже в первых пьесах-диалогах «Я встретил девушку» (1969) и «Когда придет Эрлихер?» (1971), завоевавших большую популярность.

Нравственные проблемы политического бытия людей поставлены в центр пьесы «Ночь с компромиссами» (1973-1975): победа чилийской контрреволюции порождает глубокий душевный кризис у главного героя пьесы, политически искушенного журналиста. Он задается вопросом, отвечает ли рутина его повседневных дел его первоначальным чаяниям и целям, отвечает ли его работа современным требованиям классовой борьбы. С этих позиций он пересматривает всю свою жизнь.

Райнер Керндль, продолживший этой драмой ряд простых по построению пьес-диалогов, достиг здесь вершины своего творчества благодаря тому, что ему удалось создать сложный и противоречивый образ главного героя, организовать в единый ансамбль довольно большое количество персонажей, найти проблему сильного интернационалистского звучания, сделав ее основой всех событий пьесы. Возможности такого подхода к драматургическому материалу были опробованы еще в пьесе «Удивительное путешествие Алоиса Фингер-лейна» (1967). Керндль продолжил эти творческие поиски пьесой «Долгое прибытие Алоиса Фингерлейна» (1979).

Многие драматурги пытались отобразить в своих пьесах новые конфликты из сферы производства. Однако в результате этих попыток на сцене редко появлялись драматические произведения с интересным, насыщенным событиями действием. В основном преобладали диалоги, призванные изложить либо те или иные аргументы, либо мысли героев; персонажам не хватало жизненной достоверности. И все же благодаря этим пьесам накапливался важный опыт для дальнейшего развития драматического искусства, а некоторые из постановок несли в себе ценные творческие импульсы. Таковы были, например, пьесы «Кошачье золото» (1964) и «Шалопай» (1967) Хорста За-ломона (1929-1972), «Костер» (1969) Клауса Вольфа (род. в 1935 г.) или «Кожа или рубашка» (1969) Эрика Нойча. Рольф Шнайдер (род. в 1932 г.) удачно использовал в пьесе «Переезд в замок» (1971) комический элемент.

Интерес зрителей и самого театра к камерным сценическим площадкам стимулировал работу драматургов в малых жанровых формах. Регина Вейкер

(род. в 1935 г.) в пьесе «Награжденные» (1974), Курт Барч (род. в 1937 г.) в пьесе «Живот» (1976) и Пауль Гратцик в пьесе «Ручное производство» (1976) показали конфликты социалистических производственных бригад: вопросы личных взаимоотношений, трудовой морали, критика мещанского образа жизни.

В более интимно-личном плане подходит к этой же проблематике Зигфрид Пичман в трех своих одноактных пьесах «Он и она» (1976). В них рассказывается о новых взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений.

Так, например, супружеская пара пытается разобраться в своей жизни среди безрадостных семейных будней. Некий молодой человек внезапно рассказывает о себе всю правду незнакомой пожилой женщине. Двое влюбленных неожиданно для себя сталкиваются с главными проблемами нашей эпохи. В этих пьесах нет бурных столкновений, динамичного сюжета; носителем сценического действия оказываются скорее почти неприметные перемены, тонкая психологическая наблюдательность автора.

Драматургия 70-х годов гораздо чаще, чем прежде, показывала на сцене проблемы молодежи. Армин Мюллер в пьесе «Франциска Лессер» (1970), Пауль Гратцик в «Объездах» (1970) и Гизела Штайнеккерт (род. в 1931 г.) в радиопьесе «Последняя страница в дневнике» (1972) прослеживают сложный и противоречивый процесс формирования у молодых людей чувства гражданской ответственности.

Наибольшим успехом в эти годы пользовалась пьеса «Новые страдания молодого В.» (1972) Ульриха Пленцдорфа (род. в 1934 г.). Необычайно сильным был и отклик на его фильм «Пауль и Паула» (1973). Используя некоторые мотивы Дж. Д. Сэлинджера и проводя оригинальные, иногда пародийные параллели с гётевским «Вертером», Пленцдорф изображает молодого аутсайдера, честные и искренние устремления которого наталкиваются на непонимание в некоторых сферах жизни социалистического общества. Его смерть придает трагическую интонацию повествованию, которое нередко ведется в комической или сатирической манере. Автору удается вызвать симпатию к своему герою, но происходит это за счет поверхностной обрисовки остальных персонажей. И все же, хотя зачастую зритель видит лишь симптомы явлений вместо их причин, пьеса недвусмысленно указала на проблемы молодежи. Клаус Вишневский резюмировал: «Та резкость, с которой оба заявляли о своем личном праве на счастье как праве на полнокровную, осмысленную жизнь, не умалчивая при этом о своих трудностях, вызвала немало волнений, острую критику и горячую поддержку... стала поводом для многих полезных, конкретных, откровенных разговоров, споров среди молодых людей и взрослых. Речь в них шла не столько о критике и поддержке, сколько о личном жизненном опыте, о своих проблемах, об идеалах, о воспитании, о творческой или рутинной работе, о возможностях для развития личности, о взаимоотношениях между личностью и обществом и, не в последнюю очередь, о любви в социалистическом обществе» 120.

Руди Штраль (род. в 1931 г.) пишет для зрителя, который любит посмеяться. В пьесе «По делу Адама и Евы» (1969) вымышленный суд ведет бракоразводный процесс, рассматривая весьма различные нравственные позиции и жизненные взгляды, события показываются в сатирическом свете. Этот комедийный рассказ о человеческих отношениях в социалистической повседневности привлек к себе внимание многих зрителей как в Германии, так и за рубежом. Таким же успехом пользовались и пьесы Руди Штраля «Сумасшедший запах свежего сена» (1974) и «Арно, принц фон Волькенштейн» (1973).

Веселье, юмор, ирония и сатира нужны были не только театру. Большинство авторов, которые видят и описывают действительность через эту призму, работают не только в кино, на радио и телевидении, но и в драме, поэзии и прозе. Руди Штраль известен также не только как драматург, но и как киносценарист («Герой резерва», 1965; «Тысячью поцелуев», 1964), прозаик («Ты и я и Маленький Париж», 1968; экранизация - в 1971 г.), автор книг для детей («Песочный человечек на Маячном острове», 1964). Гансгеорг Штенгель (род. в 1922 г.), многолетний автор популярной сатирической серии «Колючее животное», писал веселые, порой едкие стихи для кабаре («Штен-гель-спаситель», 1974), рассказы и книги для детей («Петер-растрепа», 1970). Весь спектр журналистских жанров опробован Лотаром Куше (род. в 1929 г.). Его фельетоны (короткие рассказы «Порванная пленка», 1973, «Всюду карликовая страна», 1960) принадлежат к наиболее удачным материалам журнала «Вельтбюне». Хенрик Кейш (род. в 1913 г.), разносторонний публицист и переводчик, добился значительного успеха сатирическим фильмом «Капитан из Кёльна» (1956); его эпиграммы метки и остроумны («Молотком и резцом», 1972). Ганс Краузе (род. в 1924 г.) пишет юмористическую прозу и песни едва ли не для всех средств массовой коммуникации, включая студии грамзаписи. Наибольшей популярностью пользуется его постоянная работа для кабаре «Дистель» и столь же забавные, сколь глубокие по смыслу стихи «Куддельдаддельду».

Герхард Бранстнер (род. в 1927 г.) пишет песни, афоризмы и пьесы, рассказы и романсы. Время от времени он выступает с публикациями, где теоретически осмысляет свою работу («Не стал ли афоризм потерянным дитятей?», 1959). Бранстнер пишет также детективные и научно-фантастические романы («Путешествие к Планете окрыленных», 1968); он работает и в самых различных жанрах малой прозы («Шутовское зеркало. Книга семи искусств», 1971), в поэтичной форме откликаясь на вопросы искусства, политики, современной жизни.

Весьма разносторонне творчество Йо Шульца (род. в 1920 г.), который пишет сатирические тексты для журналов и кабаре, а также шансоны, стихи, романы («Бег без лидера», 1976).

Гюнтер Шпрангер (род. в 1922 г.) принадлежит к тем писателям, кто использует для социального анализа преимущественно военную или детективную тему, когда человек оказывается в экстремальной ситуации и способен проявить мужество и героизм, то есть речь идет в данном случае о работе в жанре приключенческого и остросюжетного романа, примером может служить роман «Поездка в Вену» (1966).

Ганс Скиреки (род. в 1935 г.) использует в своих рассказах («Лев в парке», 1973) фантастические и гротесковые элементы, однако этими средствами он стремится отобразить примечательные явления современной действительности. Эту же задачу ставит перед собою и Рената Холланд-Мориц (род. в 1935 г.), автор фельетонов, рассказов, книг для детей. Кинофильмом «Человек, пришедший после бабушки» (1972), снятым по мотивам ее книги «Граф-фунда наводит порядок» (1969), а также телефильмом по мотивам ее книги «Проходная комната» (1967) Рената Холланд-Мориц завоевала симпатии многих любителей кино; впрочем, это имя было им хорошо известно и прежде благодаря остроумным и нелицеприятным рецензиям на кинофильмы, которые она регулярно публикует в журнале «Ойленшпигель».

.