Пьесы Састре 60-х годов ХХ века

Пьесы 60-х годов развивают темы предшествующего периода, знаменуя вместе с тем дальнейшее углубление трактовки революционной темы. Лишь немногие из них, в их числе "Фантастическая таверна" (La taberna fantas-tica, 1966), касаются непосредственно современной действительности Испании. В пьесах же "Кровь и пепел" (La sangre у la ceniza, 1965) и "Римские хроники" (Cronicas romanas, 1968) Састре обращается к истории, к таким ее событиям, которые позволяют установить прямые параллели с современностью: в "Крови и пепле" этой цели служит рассказ о столкновении известного испанского ученого-гуманиста и врача Мигеля Сервета с вождем протестантов Кальвином, завершающемся сожжением Сервета на костре; в "Римских хрониках" повествуется история героического сопротивления жителей Нумансии завоеванию страны римлянами.

В еще большей мере, чем прежде, Састре в этих пьесах строго соблюдает лишь основные факты истории, широко прибегая к анахронизмам ради усиления актуального звучания пьесы. Да и расстановка акцентов в пьесах, как справедливо отмечает русская исследовательница Н. Матяш, обусловлена внутренней ситуацией Испании второй половины 60-х годов, а не характерными для изображаемых событий прошлого историческими конфликтами. Вместе с тем "освобождение от бытовых подробностей, универсализация конфликта имеет и свою отрицательную сторону: ... пьеса в таких случаях теряет реальную историческую основу, без которой она становится двусмысленной..."

Пьесы этого, третьего, этапа драматургической деятельности Састре интересны и как свидетельство непрерывного поиска драматургом новых художественных возможностей. В своей книге "Революция и критика культуры" (La revolution у la critica de la cultura, 1970) он утверждает необходимость соединения принципов эпического театра, контуры которого наметил Б. Брехт, с опытом, накопленным испанским театром, в частности с эсперпентиз-мом Валье-Инклана. Результатом этого было появление так называемых сложных трагедий, построенных на органическом сочетании элементов трагических и патетических с гротескно-сатирическими. Наиболее последовательно эти принципы "сложной трагедии" реализованы в "Римских хрониках", в которых рассказ о борьбе жителей Нумансии исполнен искреннего пафоса и героики, а образы римлян подчеркнуто окарикатурены. К сожалению, не везде эти противоположные художественные начала драматургу удалось объединить в органическом синтезе, что, однако, не обесценивает исканий Састре, его стремления к созданию театра непосредственного агитационного воздействия на зрителя, театра откровенно революционного звучания.