Первый ленинский призыв к творческой интеллигенции

Первым ленинским призывом, настоятельным советом творческой интеллигенции было: «Поближе к жизни. Побольше внимания к тому, как рабочая и крестьянская масса на деле строит нечто новое в своей будничной рабо­те». Надо всем глубоко понять, что в революции победил трудовой народ, рабочие и крестьяне, что рево­люция выводит их на дорогу самостоятельного творчества новой жизни, поднимает к такой работе, «где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами». Из этого исторического факта нужно исходить как в политической ориентации, так и в творческой дея­тельности: работать вместе с народом и для народа. Таков непреклонный закон развития жизни. И не становиться на пути прогресса, а внимательно присматриваться к тому, что делается в деревне, на фабрике, в армии, как рушит­ся старое, отжившее и создаются устои новой жизни. Ино­го пути к социализму, кроме как через такое разрушение и созидание, нет и быть не может.

Эти и подобные многочисленные разъяснения адресова­лись всем, кто в силу тех или иных причин не понимал реального положения вещей или утопически считал, что достаточно свергнуть капиталистический строй, как сам собой наступит социализм, а также тем, кто тянул назад, напуганный крахом старого, отворачивался от нового. Среди них были и литераторы — именитые и начинающие. Те из них, кто стремился разобраться в сложной обстанов­ке, определить свое место на крутом социальном повороте, находили в ленинских статьях и речах ответы на волную­щие их вопросы.

Подобная напряженная и многообразная работа ведется в республиках и приносит ощутимую пользу делу культурно-творческих сил. Совет Народных Комиссаров УССР принимает ряд постановлений об улуч­шении материального положения ученых, создает специ­альный Всеукраинский комитет содействия ученым в со­слано Д. Мануильского (председатель комитета), В. Затонского, В. Блакитного, А. Крымского и других ученых, а почетным председателем был утвержден В. Короленко. Советское правительство высоко оценивает сценическую деятельность М. Заньковецкой и оказывает ей всяческую помощь, в трудных экономических условиях назначает пенсию семье композитора А. Скрябина, увековечивает память Н. Леонтовича, В. Короленко, А. Потебни.

Наиболее ощутимые результаты в деле сближения твор­ческой интеллигенции с жизнью, новой действительностью давало привлечение ее к широкой практической работе в советской прессе. Вокруг газет, журналов собираются зна­чительные силы литераторов. Здесь они проходят полез­ную школу жизни, участвуют в сложной литературно-ху­дожественной борьбе, приобщаются к созданию новой литературы. Газета помогала не только таким уже сформировавшимся талантам, как Демьян Бедный еще и большей мере тем, кто искал новый путь творчества. А таких было очень много и в России, и на Украине, и в других республиках. На страницах советской прессы печатались в большом количестве стихи, очерки, фельетоны, рассказы и т. п. В море поэтических откликов на грандиозные события встречались и произведения, в которых верно отражался сложный процесс создания нового общества, воплощались в художественные образы явления и тенденции новой жизни, настроения и чаяния ее творца; они были действительно «лирикой сози­дания», как назвал В. Брюсов лучшие поэтические про­изведения первых советских лет. К ним относятся произ­ведения В. Маяковского и Е. Чаренца, А. Блока и Янки Купалы, В. Брюсова и Акопа Акопяна, Г. Табидзе и П. Тычины, С. Есенина и В. Сосюры, лучшие стихи и поэ­мы пролетарских поэтов от В. Кириллова до Демьяна Бед­ного.

Всем им свойственна общая тенденция: утверждение новой, социалистической действительности. А степенью художественного утверждения социалистического идеала измерялся рост новой литературы. Первые ее успехи ра­довали. И все же В. И. Ленин и партия настойчиво ищут формы и средства для облегчения, ускорения этого про­цесса, заботясь при этом о необходимом качестве идейно-эстетической переориентации, развития, ибо народу нужны были художники, ратующие за социализм не на словах, а силой своих ярких художественных произведений.