Первые шаги к коммунистическому строительству времен советской многонациональной литературы (В ПОИСКАХ ИСТИНЫ)

В ходе коммунистического строительства роль литературы и искусства в советском обществе все более возрастает. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии исходной позицией для всестороннего ана­лиза художественного процесса в стране является призна­ние бесспорной заслуги деятелей культуры, литературы и искусства в том, «что духовная жизнь советского обще­ства становится все более многообразной и богатой... В по­следние годы — причем во всех республиках — появилось немало талантливых произведений. Это относится к ли­тературе и театру, кино и музыке, живописи и скульпту­ре». Здесь же отмечены и те животворные факторы, ко­торые способствуют дальнейшей консолидации творческих сил в стране — подлинная партийность и народность, ре­волюционные мотивы и гражданский пафос, бережное и уважительное отношение нашей партии к художественной интеллигенции и талантливое решение ею творческих задач.

Научный анализ путей развития советской многона­циональной литературы, укрепление ее всесоюзной общнос­ти, интернационалистского пафоса сегодня остается первоочередной задачей критики и литературоведения. Советская наука о литературе немало сделала в этом на­правлении. Кроме упомянутой шеститомной «Истории со­ветской многонациональной литературы» появились в последние годы коллективные работы, индивидуальные исследования, теоретические статьи, в которых высказа­ны ценные суждения о природе и динамике сближения братских литератур, освещены ленинская концепция ста­новления и развития советской многонациональной лите­ратуры, специфика интернационализации в сфере художественной культуры, рассмотрены некоторые особеннос­ти этого процесса на современном этане.

Полезны в этом отношении книги Георгия Ломидзе «Ленинизм и судьбы национальных литератур» (1972, 1974), «Чувство великой общности» (1978), Сайда Шермухамедова «Расцвет и сближение национальных культур народов СССР» (1974), М. Н. Пархоменко «Многонацио­нальное единство советской литературы» (1978), извест­ные работы Ч. Гусейнова, Л. Новиченко, В. Оскоцкого, К. Суровцева, Л. Теракопян, В. Шошина, Р. Юсуфова и многих других. Проведены всесоюзные и региональные конфренции, посвященные теме дружбы литератур, воп­росам изучения литератур народов СССР, выпущены в различных культурных центрах страны многочисленные тематические сборники, коллективные работы (например, «Единство» в Москве, «Братерське слово», «Взаемозбагачення і зближення літератур народів СРСР» в Киеве, «Ли­тературные изпимоеинзи» в Тбилиси и др.). Следует под­черкнуть пристальное внимание к изучению многонацио­нальной общности литератур или отдельных ее проблем в тех республиках (поименный перечень здесь почти не­возможен).

И все же предмет исследования настолько обширен и сложен, а выдвигаемые современной жизнью задачи так важны и неотложны, что на каждом новом этапе возникают новые нерешенные вопросы, многое нуждается в углубле­нии, переосмыслении. Полое того, при разработке теоре­тических вопросов взаимодействия литератур, при освеще­нии специальных том и проблем современной литературы нередко ощущается недостаточная осведомленность авто­ров с реальным процессом сближения братских литератур, его характером и особенностями на разных этапах разви­тия, что ведет за собой абстрактность, декларативность, неконкретность в анализе, снижает научную ценность, действенность работ на актуальную тему.

Литературно-научная общественность все острее осо­знает потребность в обстоятельном изучении путей ста­новления и расцвета советской многонациональной лите­ратуры. Об этом говорилось на писательских съездах, на специальных научных конференциях и собраниях ученых; участники их настойчиво призывали перейти от общих разговоров о проблеме к «созданию такого исследования, которое осветило бы историю литературных взаимоотноше­ний наших народов, путь к единому всесоюзному художественному процессу, а многонациональную советскую литературу рассмотрело бы как историю взаимодействия и взаимообогащения разных национальных литератур, а не только как совокупный результат их самодвижения»

Безусловно, много еще трудностей на пути к осуществлению такой работы. Ведь нуждаются в доработке мето­дологические и методические вопросы подобного исследования, не увенчались еще подлинным успехом усилия по выработке четкого, общепринятого представления о путях формирования и развития советской многонациональной литературы, об особенностях и динамике сближения ли­тератур в разные периоды нашей истории. Все это под­черкивает необходимость обстоятельного конкретно-исто­рического изучения всесоюзного литературного процесса с учетом определяющего воздействия на него победы со­циалистической революции, новых общественных отноше­ний, решения национального вопроса.

Как всегда, с целью более глубокого уяснения исходных позиций и облегчения этой важной работы следует обра­титься к наследию В. И. Ленина, и не только к его теоретической части, но и к практическому опыту куль­турного строительства, которое совершалось под его руко­водством. Ведь Ленин создал учение о социалистической культуре в многонациональной стране, разработал гибкую и плодотворную политику нашей партии в этой сложной сфере человеческой деятельности, еще на заре зарожде­ния советской литературы неутомимо заботился о создании таких условий, при которых новое искусство развивалось бы «свободно и радостно» как социалистическое.

Значение ленинских теоретических суждений и прак­тического опыта увеличивается в наше время еще и по­тому, что в условиях зрелого социализма советская мно­гонациональная литература вступает в новый этап своего развития и наука о литературе стремится осмыслить это небывалое в истории художественного мышления явление. Разумеется, предметное изучение того, как начинался все­союзный художественный процесс, у истоков которого стоял В. И. Ленин, каковы были его теоретические уста­новки и практические заботы, усилия в этом направлении, поможет глубже понять основы и пути формирования многонациональной общности литератур, современный этап ее развития, направляющую роль Коммунистической партии в нем. К тому же сближение, всесоюзное единение нацио­нальных литератур в нашей стране, обусловленное в глав­ной своей сути победой Октября, укреплением советского строя, совершается на основе всестороннего расцвета братских культур как социалистических, а такой расцвет каждой из них достигается путем взаимообогащения и сближения. Поэтому формирование всесоюзной общности литератур нужно рассматривать неотрывно от их разви­тия. Отсюда актуальность изучения ленинской концепции становления и развития советской многонациональной ли­тературы. Все суждения Ленина, прямо или косвенно отно­сящиеся к художественному творчеству, его заботы и практические усилия по созданию нового искусства в совокупности своей составляют стройную концепцию становления социалистической художественной культуры. Эта концепции является органической составной частью общего ленинского плана культурной революции и соци­алистического преобразования действительности. Он начал вырабатываться еще задолго до Великого Октября, выра­стал па основе учении о социализме, опыта революцион­ной борьбы и отличался небывалой конкретностью, реали­стичностью как и учете и анализе классовых сил в стране и в мире, многочисленных аспектов политики, социальной психологии, так и в планировании, осуществлении прак­тических революционных действий.