Период восстановления народного хозяйства и развитие молодой советской литературы

В процессе острой идейной борьбы, которая происходила на ли­тературном фронте, росла и развивалась молодая советская лите­ратура, создавалось новое искусство, искусство социалистического реализма, родоначальником которого явился Горький.

Его творчество в 20-х годах, за исключением ряда статей и очерков, тематически было мало связано с революционной совре­менностью. Но всем своим содержанием, своим идейным пафосом, творческой устремленностью оно отвечало на основные вопросы времени: кто и почему победит в тяжбе нового, рождающегося мира со старым, уходящим со сцены? Почему нет и не может быть поворота к прошлому?

Монументальные произведения Горького «Дело Артамоновых» (1924—1925) и начатая в 1925 г. эпопея «Жизнь Клима Самгина», пронизанные духом историзма, отразили полный крах буржуаз­ного мира, индивидуалистического буржуазного сознания и одно­временно раскрыли бурный рост революционных сил народа, при­званного самостоятельно творить новую мировую историю.

В период восстановления народного хозяйства Горький жил за границей, куда уехал по настоянию Ленина на лечение из-за обо­стрившегося у него туберкулеза. Но, живя вдалеке от Родины, Горький, ни на день не порывал связи с ней. Он переписывался с десятками советских людей, пристально следил за развитием мо­лодой советской литературы, за творчеством многих писателей:

К. Федина, Л. Леонова, Н. Тихонова, М. Пришвина, С. Сергеева-Ценского, А. Чапыгина, А. Фадеева, Ф. Гладкова и других. Горь­кий настойчиво пропагандировал на Западе русскую литературу, выступая инициатором переводов на иностранные языки произведе­ний русских писателей и снабжая издания этих произведений своими предисловиями. О неразрывной связи Горького с жизнью родной страны свидетельствовало его художественное творчество, переживавшее новый замечательный подъем. В эти годы Горь­кий создал «Заметки из дневника. Воспоминания», «Рассказы 1922—1924 гг.», ряд литературных портретов, среди которых осо­бенно большое значение имеет очерк о В. И. Ленине, автобиогра­фическую повесть «Мои университеты» (1922—1923), завершив­шую начатую еще до Октября автобиографическую трилогию. Увенчивается горьковское творчество этих лет романом, оказав­шим большое влияние на все советское искусство, — «Дело Арта­моновых».

Большинство названных произведений построено на материа­ле дооктябрьской действительности, но среди них есть рассказы и очерки, подводящие читателя к событиям Октябрьской револю­ции. В произведениях о прошлом также звучит взволнованный голос современника, оценивающего вчерашний день с точки зрения сегодняшнего и бичующего в сегодняшнем дне остатки вчерашнего. Еще в статье «Вчера и сегодня», опубликованной в 1919 г., Горь­кий писал: «Силою взрыва терпения народов изгнившая жизнь разрушена, и ее уже нельзя восстановить в старых формах. Все ли старое уби­то? Нет! Оно будет убито завтра».

Нечего и говорить, что произведения, в которых под таким уг­лом зрения воспроизводилась капиталистическая действительность, должны были занять важное место в литературе, призванной путем беспощадной борьбы с пережитками прошлого, проявлениями буржуазной и мещанской идеологии содействовать превращению «России нэповской» в Россию социалистическую. Мировое значе­ние русской революции, роль масс в истории, взаимоотношение масс и героев, интеллигенция и народ — таковы были главнейшие проблемы, которые ставились в горьковских произведениях 20-х го­дов и которые волновали многих советских писателей. Творчество Горького продолжало лучшие традиции классической литературы, неустанно напоминая о необходимости учиться у Пушкина и Лер­монтова, Гоголя и Щедрина, Толстого и Чехова. Но оно учило и тому, чему не мог учить опыт классической литературы, — изобра­жению людей и событий эпохи революционной ломки человеческих отношений, утверждению социалистического идеала, утверждению с позиций революционного пролетариата новых форм жизни, но­вого общественного строя.