Острая борьба вокруг пролетарской литературы и возобновление советской печати

Развертывается острая борьба вокруг вопроса о путях строительства пролетарской литературы. Пролеткультовцы и футуристы заведомо претендуют на первенство, на зако­нодательную роль в этом процессе, отчетливо выражают нигилистическое отношение к наследию прошлого, непо­нимание характера и природы культуры социалистическо­го общества, и тем самым усложняют дело становления советской литературы.

Таким образом, уже в первое послеоктябрьское время, когда по землям других народов бывшей России еще лишь шествовала социальная революция, в центре новой республики уже наметились первые успехи в создании ус­ловий для формирования новой культуры. Все это было замечено в национальных литературах, ибо победа Октяб­ря обострила внимание всех народов к тому, что и как де­лается в Советской России.

Провозглашение Советской власти всегда и везде сопро­вождалось энергичной созидательной работой. Так было на Украине (декабрь 1917 — февраль 1918 года), в Бело­руссии, Закавказье, в частности в Баку (апрель — август 1918 года). Первый период становления Советской власти на этих землях был временем создания новых органов управления. Немало сделано и в области культуры. В цен­тре и на местах создаются учреждения народного просве­щения, открываются библиотеки, клубы, собираются во­круг них деятели культуры, проходят митинги и дискус­сии по вопросам школьного строительства, искусства, его отношения к революции и т. п.

Важным фактором и средством культурной работы ста­новится возобновленная и заново созданная рабочая, совет­ская печать, особенно газеты. На Украине выходят много­численные “Вісті” и «Известия Советов рабочих, кресть­янских и солдатских депутатов», «Донецкий пролетарий» в Донбассе, «Звезда» в Екатеринославе, «Голос рево­люции» в Одессе и другие; в Белоруссии — «Звезда», в Баку — «Бакинский рабочий», «Гуммет» («Единение»), журнал «Молла Насреддин», а газета «Известия Бакин­ского "Совета рабочих, крестьянских, солдатских и матрос­ских депутатов» выходила на трех языках — азербайджан­ском, русском, армянском. Публиковавшийся на их страницах литературно-художественный материал отражал классовую борьбу в жизни, освещал актуальные вопросы культурного строительства, литературного развития. В них перепечатывались декреты Советской власти, выступле­ния В. И. Ленина и его соратников, сообщения о куль­турной жизни в Советской России и другие материалы центральных газет («Правды», «Известий»), что имело важное значение для литературного процесса в респуб­ликах.

Ленинская установка о культурном строительстве в но­вых республиках выражалась в начинаниях Советской власти по охране художественных ценностей, по приоб­щению трудящихся к лучшим достижениям прошлого с целью быстрейшего подъема их культуры и политической сознательности. В первом номере советской газеты в Киеве «Вісник Української Народної Республіки» народный сек­ретарь просвещения В. Затонский обнародует распоряже­ние об охране памятников старины, музеев, архивов. Пуб­ликуя на своих страницах стихи молодых рабочих поэтов, центральный орган Советской Украины настоятельно советует им учиться у Т. Шевченко, И. Франко и других классиков.

Молодая Советская власть в Баку во главе с С. Шаумя­ном проводит большую работу в области культуры. В ап­реле 1918 года народный комиссар просвещения обра­щается к трудящимся, педагогам и родителям с призы­вом: «Знание более не может быть монополией имущих классов. Необходимо ввести всеобщее, обязательное, бес­платное обучение на родном языке». В культурно-просве­тительную работу включаются С. Ахундов, Дж. Мамедкулизаде, А. Шаик и другие писатели. Заведующим городским отделом просвещения и членом Бакинского городского Со­вета был назначен поэт Иоаннес Иоаннисян.

Как видим, уже первые шаги в культурном строитель­стве в республиках делались с учетом опыта Советской России. Народы, установившие у себя Советскую власть, не могли не воспользоваться этим опытом, ибо не отде­ляли себя от революционных сил России в общей борьбе за социализм. Главное состоит в том, что победа Октября, успехи в укреплении и углублении его завоеваний, при­открывшие трудящимся перспективу свободной, справед­ливой жизни, создавали во многом единый настрой в среде революционных масс всех народов бывшей России, определяли угол зрения на современность, на расстановку классовых сил, стиль и психологию революционного дей­ствия.

Каждая литература начинала свое национальное и со­циальное возрождение прославлением Октября, Ленина, горячим призывом к коренному переустройству жизни. Победа величайшей социалистической революции вызвала широкий и незамедлительный поэтический, публицисти­ческий отклик. В ночь на 25 октября 1917 года грузин­ский поэт Тициан Табидзе пишет стихотворение «Петро­град», в котором рисует картину жаркого боя, жестокой схватки старого и нового мира:

  • Но ответ столетий несомненен,
  • И исход сраженья предрешен.
  • Ночь запомнит только имя «Ленин»
  • И забудет прочее, как сон.

Егише Чаренц в «Октябрьских поэмах» прославляет Ве­ликий Октябрь, светлую зарю, вставшую над страной Наири. Словом и оружием защищают завоевания Октября белорусские писатели Т. Гартный, А. Гурло, М. Чарот. На Украине П. Тычина поет гимн человеку, а не богу, зовет отдать всю душу грядущему, отображает ход рево­люции в стихах «На площади», «Ой упал боец с коня...» и других. Таджикский поэт Садриддин Айни пишет в 1918 году «Марш свободы» (на мотивы «Марсельезы»), в котором выражает свое восторженное отношение к рево­люции, раскрепощающей труд:

  • Отныне свобода свободна от пут.
  • Отмщенье царям и эмирам!
  • Отныне да властвует миром лишь труд!
  • Свободный труд!

«Маршем свободы» и стихотворением Айни «Во славу Октября» начиналась таджикская советская литература. Первые страницы узбекской советской литературы запол­нены стихами Хамзы Хакимзаде Ниязи «Да здравствуют Советы!», «Пробудись от сна, рабочий люд!» и другими.

Эти и многие другие произведения братских литератур, открывавшие новый путь их развития, обладали большой воздействующей силой на революционные массы пото­му, что выражали пафос первооткрывателей нового мира, стремление народов к свободе и социализму. Они призы­вали, агитировали, вселяли уверенность, объединяли трудящихся. Даже в условиях империалистической интер­венции поэты, народы не теряли этой надежды, верили и боролись за Советскую власть, вдохновлялись примером Советской России, именем Ленина.

Азербайджанский писатель Пишевари (С. Дж. Джавадзаде) во многих публицистических статьях 1917—1920 годов выступал активным борцом за Советскую власть, страстно пропагандировал идеи Ленина. В «Истории со­ветской многонациональной литературы» подчеркивается, что патриотические призывы Пишевари, «обращенные к трудящимся Южного Азербайджана, Ирана, сыграли рево­люционизирующую роль, помогали освободительной борь­бе народов. В статье о Ленине Пишевари писал: «В насто­ящее время Советская Россия — единственный революци­онный остров, окруженный контрреволюционным миром. Товарищ Ленин является лучезарным факелом на этом острове, солнцем, освещающим мир... Мир Востока не может существовать без солнца, он зачахнет, погибнет... Пусть живет товарищ Ленин, пусть крепнут наши на­дежды...».

На Украине в конце 1918 года, когда до предела обострилась борьба против немецких оккупантов и директо­рия, П. Тычина пишет стихотворение «И Белый, и Блок...», в котором отчетливо указывает на пример Советской Рос­сии, выражает стремление к единению, подчеркивает большую разницу в положении братских народов: там, в России, уже везде солнце, а здесь «...стоит сто-растерзанный Киев и двести-распятый Я». М. Терещенко в стихо­творении «Ex oriente lux!» внушает читателям: «Людям надежды с Востока...»

Галактион Табидзе, возвратись из революционного Пе­трограда в Грузию, где тогда господствовали меньшевики, публикует в 1918 году стихотворение «Корабль “Даланд”, в котором славит Советскую Россию, великого Ленина. В тяжелейших условиях освободительной борьбы народов Закавказья армянский народ видел свое спасение в Совет­ской России. Ованес Туманян в письме ревкому Армении писал: «Всеми оставленный и отчаявшийся армянский народ вновь обратил свой взор к России... Новая Россия открывает новую эру в истории человечества».

Братская Россия оказывает большую помощь советским республикам в культурном строительстве. В. И. Ленин уделяет пристальное внимание обеспечению действитель­ного равноправия народов, дает указания местным пар­тийным работникам, представителям Советской власти, командирам воинских подразделений проявлять глубокое уважение к национальным особенностям населения, учи­тывать своеобразие государственного, экономического, культурного строительства. Совнарком Российской респуб­лики принимает постановление о передаче украинскому народу реликвий старины, а также «О передаче в распо­ряжение мусульманского трудового народа башни «Сумбеки» в Казани», «О передаче Башкирского народного дома и мечети Караван-сарай в Оренбурге» и др., свидетель­ствовавшие о глубоком уважении Советского правительства к самобытной культуре, национальным чувствам, обычаям, традициям, верованиям трудящихся.

Гарантированная свобода и равноправие народов, посте­пенное, но все углубляющееся осознание их расчищали преграды в отношениях между нациями, воздвигнутые самодержавием, буржуазией, способствовали образованию нового прочного социалистического союза, который только и мог устранить всякую национальную рознь, объединить усилия в строительстве социализма. При этом потреб­ность, необходимость в таком единении была обоюдной: победа социалистической революции в России могла быть достигнута только на основе сплочения всех национально­стей страны, а социальное и национальное возрождение угнетенных самодержавием народов возможно было лишь при условии такой победы.

Вот почему с установлением Советской власти на зем­лях того или иного народа сразу же выдвигается предло­жение о заключении союза с Советской Россией. На­пример, I Всеукраинский съезд Советов 12 (24) декабря 1917 года постановил: «Установить между рабоче-крестьянским правительством Российской Федерации, а также правительствами остальных частей России и рабоче-селянским правительством Украины полную согласованность в целях и действиях, необходимую в интересах рабочих и крестьян всех народов Российской Федерации...» 1 Бакин­ский Совет рабочих, солдатских и матросских депутатов в резолюции от 2 марта 1918 года высказывается за брат­ство всего трудового народа и горячо приветствует рабоче-крестьянское правительство России — Совет Народных Комиссаров. В «Манифесте Временного рабоче-крестьян­ского Советского правительства Белоруссии» (1 января 1919 года) подчеркивалось, что Великая Октябрьская ре­волюция в России заложила фундамент нового строя жиз­ни с властью самих трудящихся, открыла путь к братскому единению народов.

Известно, что борьба за установление Советской власти в республиках была тяжелой, затянувшейся на несколько лет, а для Прибалтийских республик и на десятилетия. Но существование Советской России вселяло веру в торже­ство социалистической революции, активизировало борьбу, которая сама по себе уже определяла ориентацию в раз­витии национальной культуры. Важную роль в поддержке этой борьбы и ориентации сыграли созданные при Народ­ном Комиссариате по делам национальностей специальные комиссариаты и отделы — армянский, белорусский, литов­ский, мусульманский, украинский, чувашский и др. Их деятельность особенно была полезной во времена, когда земли этих народов были оккупированы германо-англо-турецкими интервентами, а советские учреждения находи­лись в эвакуации. Национальные комиссариаты издают и распространяют литературу на национальных языках (и на оккупированной территории), организуют концерты, лекции, митинги, ведут культурно-просветительную работу среди своего населения в России, популяризируют среди трудящихся всех национальностей лучшие достижения своей культуры.

Уже в начале марта 1918 года выходит в Петрограде газета «Дзяннща» (редактор Т. Гартный) — орган Бело­русского комиссариата, вскоре появился журнал «Червоны шлях». В этом же году выходит отдельным изданием поэма Якуба Коласа «Сымон Музыка», два сборника дра­матических произведений, куда вошли пьесы А. Чехова, Янки Купалы, М. Кропивницкого. Обращает на себя вни­мание подбор произведений русского, белорусского и укра­инского писателей. Заметным явлением в зарождении белорусской советской литературы был первый сборник произведений белорусских писателей «Зажынга», выпу­щенный в Москве. В него вошли произведения Янки Ку­палы, Якуба Коласа, Т. Гартного, У. Голубка, Тетки (А. Пашкевич) и др. В статье «Белорусская литература». Жилунович (Т. Гартный) подчеркивал, что Октябрь положил «начало новой эре жизни» и знаменует собой расцвет творческих сил широких народных масс.