Они раскрыли диалектику…

Те ученые, которые так или иначе придерживаются социологического подхода к искусству и взгляда на искусство как на общественное явление (например, М. Дессуар, Э. Утиц, Фр. Анталь, А. Гаузер, Г. Зедльмайер и другие) оказываются относительно более про­грессивными в своих трудах по сравнению с привержен­цами других методологических направлений; и школ, на­пример, психоанализа (Э. Джоунз), «оперативного реализма» (Р. Байе), экзистенциализма (П. Тиллих), нео­томизма (Ж. Маритэн) и т. д.

Конечно, есть социология и «социология». Для наибо­лее прогрессивных ученых Запада стремящихся познать действительную сущность искусства, применение социо­логических принципов открывает возможность перейти к истинно научной социологии искусства — к марксистско - ленинской социологии, которая позволяет раскрыть объективные закономерности развития и специфику искус­ства.

Но даже тот ограниченный и часто непоследователь­ный социологический принцип исследования искусства, который принят в буржуазном искусствознании, нередко помогает добиться ценных результатов. Все это лишний раз убеждает в том, что истинно научная марксистско - ленинская социология может достичь больших результа­тов, если ей будут предоставлены условия для самого полного и всестороннего развития, если всерьез возьмутся за систематическую и углубленную разработку ее теоре­тических основ!

Вопросы методологии социологического исследования искусства уже затрагивались в ряде работ. Но в настоящее время необходимо специ­альное, систематическое и последовательное изучение этой методологии, особенно методологического наследия Маркса, Энгельса, Ленина.

Классики марксизма-ленинизма выдвинули и обосно­вали важнейшие методологические принципы в области искусствознания. Им принадлежит последовательно мате­риалистическое истолкование искусства. Они раскрыли диалектику взаимоотношений между искусством и обще­ством, установили глубокую связь творчества писателя с общественной борьбой, показали сложный характер вза­имоотношений между мировоззрением и художественным методом, исследовали вопрос о тенденциозности и пар­тийности в искусстве. У них мы находим принципиально важные оценки отдельных художественных произведений, характеристики творчества писателей и т. д. Но при всем этом, естественно, в марксистско-ленинской методологии есть и менее разработанные принципы и положения. Среди них осталось и много сложных методологических вопросов.

.