О судьбе социалистической революции

Судьба социалистической революции зависела от того, насколько глубоко втянулись в нее массы трудящихся, как последовательно и активно они поддерживают рево­люционный авангард. «Такая революция может быть ус­пешно осуществлена только при самостоятельном истори­ческом творчестве большинства населения, прежде всего большинства трудящихся. Лишь в том случае, если проле­тариат и беднейшее крестьянство сумеют найти в себе достаточно сознательности, идейности, самоотверженности, настойчивости,— победа социалистической революции бу­дет обеспечена»,— писал В. И. Ленин. Эту мысль Владимир Ильич повторял часто, он требовал от коммунистов беззаветной борьбы за вовлечение десят­ков миллионов людей в строительство нового общества. Задачу «организовать управление Россией» Ленин считал «главной, центральной», самой трудной и самой благород­ной, «ибо лишь после ее решения (в главных и основных чертах) можно будет сказать, что Россия стала не только советской, но и социалистической республикой».

Ленинский план создания первого в мире социалистиче­ского общества базируется именно на этом важнейшем положении: миллионные трудящиеся массы будут строить новую жизнь, создавать новую культуру. Это положение стало исходным, основополагающим и в ленинской концеп­ции становления советской литературы, оно определило соответствующие суждения, конкретные действия и заботы В. И. Ленина о развитии новой художественной куль­туры. Конечно, не следует механически отождествлять деятельность рабоче-крестьянских масс, формы, методы и масштабы их участия как в наведении элементарного по­рядка в стране, в преобразовании экономики, в политиче­ской борьбе, так и в культурном строительстве. Вождь ре­волюции внимательно учитывал специфику каждой сферы человеческой деятельности, и это было очень важно, ибо в те годы нередко встречались попытки механического перенесения приемов революционного преобразования, на­пример, системы государственного управления, на область культуры. Однако нельзя было, и выделять культуру из общего процесса социалистического строительства, преуве­личивать или преуменьшать ее роль, место в нем.

Великая созидательная сила Октябрьской революции вы­ражалась во всеобъемлющем преобразовании действитель­ности. В национальные литературы она внесла коренные изменения: подорвала жизненные основы буржуазных национальных литератур и решительно поддержала демо­кратические, социалистические элементы в них. Это было начало становления советской литературы.

Таким образом, трудящиеся массы, совершившие соци­альный переворот, мужественно защищавшие завоевания Октября, приняли, пусть и опосредствованное, участие в создании новой, социалистической культуры. В этом отно­шении первые послеоктябрьские годы, как бы ни были они богаты новыми художественными произведениями, остались в нашей истории знаменательными еще и тем, что тогда были заложены прочные общественно-полити­ческие и социально-культурные основы, на которых потом расцвела многонациональная советская литература. И в последующее время успехи социалистического строитель­ства оказывали ощутимое влияние на развитие нового искусства.

В свою очередь, рост социалистического сознания у лю­дей, накопление опыта в управлении страной способствовали подъему их культурного уровня. А растущий куль­турный, идеологический уровень массового читателя все­гда активизировал литературную жизнь. Такая тесная взаимозависимость свидетельствует об органическом един­ство художественного развития со всем процессом пере­устройства жизни и подтверждает участие широких тру­дящихся масс в создании новой культуры, литературы.

Однако ленинская концепция становления и развития советской литературы исходит не только из косвенного, по и из непосредственного участия масс в культурном строительстве. Ведь в такие поворотные моменты истории человечества, когда на активную борьбу поднимаются самые широкие           слои угнетенных самодержавием и буржуа­зией трудящихся, когда пробуждается вера в свои силы и зажигается огонь энтузиазма у миллионов и миллионов люден, творчество, в том числе и художественное, поэти­ческое, становится делом самих масс. Это не исключает появления и расцвета ярких индивидуальностей, нисколь­ко не уменьшает значения творчества тех художников, которые вышли из дворянской или буржуазной среды, но стали на сторону революции, а предполагает, что ряды деятелен нового искусства будут пополняться преимуще­ственно за счет рабоче-крестьянских и других трудовых слоев населения. Они будут составлять решающую силу в дальнейшем подъеме советской литературы.

Такова ленинская стратегическая ориентация: становле­ние и развитие социалистического искусства представляет собой неотъемлемую часть всего обще пролетарского дела, и создавать его будут яркие художественные индивиду­альности, вышедшие из народа, который строит первое общество свободных и равных.

Придерживаясь этой принципиальной установки, В. И. Ленин при осуществлении первых практических шагов в культурном строительстве внимательно учитывал реальное состояние политического сознания, уровень об­щей культуры, организаторского опыта трудящихся масс и определял в соответствии с этим более конкретные за­дачи. Ведь социалистическая революция победила в культурно отсталой стране, где сложились для политического переворота благоприятные условия, а затем уже на осно­ве рабоче-крестьянской власти, ее средствами и методами пришлось поднимать культурный уровень трудящихся. У работе «Успехи и трудности Советской власти» Влади­мир Ильич писал: «Задача — как соединить победоносную пролетарскую революцию с буржуазной культурой, с бур­жуазной наукой и техникой, бывшей до сих пор достоя­нием немногих, задача, еще раз скажу, трудная».

Осложненность культурно-творческого процесса в стране обусловила разветвленность ленинской концепции станов­ления и развития советской литературы. Не претендуя на всестороннее рассмотрение, для краткого ее анализа вы­делим главные, узловые моменты.

Какой будет литература в социалистическом обществе, Ленин сказал еще в годы первой русской революции в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905): «Это будет свободная литература, оплодотворяю­щая последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата, создающая постоянное взаимодействие между опытом про­шлого (научный социализм, завершивший развитие социа­лизма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего (настоящая борьба товарищей рабочих)».

Победа Октябрьской революции создала необходимые условия для формирования социалистической литературы. Теперь внимание и усилие Ленина и партии сосредоточи­ваются на практических задачах ее становления и разви­тия. Приведенное выше определение конкретизируется в деталях, а новые жизненные обстоятельства выдвигают массу практических вопросов, которым вождь революции дает теоретическое обоснование, верную направленность и неустанно заботится об их умелом решении.

Новая, социалистическая культура, литература будут представлять собой органический синтез человеческого опыта прошлого и настоящего. Поэтому Советская власть настойчиво заботится, чтобы лучшее художественное на­следие прошлого стало доступным всем трудящимся, кри­тически осваивалось ими и использовалось для облегчения большой созидательной работы, для выявления собствен­ных творческих сил, в частности в области литературы и искусства. Создаются государственные учреждения, которые зани­маются национализацией, учетом и охраной исторических, художественных ценностей, памятников старины, произ­ведений искусства, используют их в интересах народного просвещения. Превращаются в народную собственность и стают доступными для широких масс картинные галереи, музеи, театры, библиотеки, государство объявляет о своей монополии на издание произведений классиков художест­венной литературы. Изменяется характер работы культур­ных учреждений. Польза от них теперь измеряется, скажем, не количеством томов в библиотеке или экспонатов) музее, а количеством читателей, посетителей, качеством, действенностью массовой работы с ними. Страна покрыва­ется сетью самообразовательных кружков, вечерних школ, рабочих университетов, клубов, читален, различных курсов. Трудно было полностью удовлетворить пробуж­денную революцией жажду людей к знаниям, тягу к куль­туре, но Советское государство заботилось о том, чтобы новое сознание и культура формировались на основе того лучшего, что создано человечеством в прошлом.