Начало великой октябрьской социалистической революции

Великая Октябрьская социалистическая революция как источник развития и сближения братских литератур, жизненная основа их творческого взаимо­действия, становления советской многонациональной литературы — такова основная тема предлагаемого вниманию читателей историко-теоретического очерка.

На широком материале русской, украинской, белорусской, грузинской, азер­байджанской и других литератур в книге рассмотрен сложный процесс форми­рования новых межлитературных отношений, прослежено, как зарождались, расширялись и углублялись разнообразные связи, налаживался взаимообмен художественными ценностями и творческим опытом, как совершалась консо­лидация литератур на советской основе, складывалась их всесоюзная общность, отчетливо выразившаяся на Первом Всесоюзном съезде советских писателей.

Книга будет полезна всем, кто интересуется историей многонациональной советской литературы.

Советская многонациональная литература — по­рождение эпохи социализма, начало которой по­ложил Великий Октябрь. Его победа — главное событие XX века, коренным образом изменившее ход развития все­го человечества. Лучезарным светом Октября освещены все сферы деятельности советских людей, в том числе и художественное творчество, культурное строительство.

Переустройство действительности, перевоспитание чело­века на социалистических началах,— а в этом и проявля­лась могучая животворная сила Октября,— стали предме­том отображения в литературе и искусстве, определили их идейно-эстетическую сущность и пафос, которые, в свою очередь, воздействовали на процесс созидания, рево­люционных свершений через воспитание нового челове­ка — строителя коммунизма. Советская литература, таким образом, стала не только фактом, но и фактором победы социализма в нашей стране и тем оказывает большое вли­яние на все мировое литературное движение.

Советское литературоведение и критика много сделали для осмысления взаимосвязи художественной литературы с прогрессом человечества под знаком торжества идей Октябрьской революции. Написаны истории советских на­циональных литератур, где становление и развитие ка­ждой из них рассмотрено под углом зрения утверждения социалистического характера, интернационалистского па­фоса литератур. Появилось много теоретических и истори­ко-литературных работ, в которых раскрывается значение победы Октября, идей В. И. Ленина, усилий созданной им партии в литературном движении нашей страны и мира в целом, в эволюции отдельных жанров (революция и роман и т. п.). Тема «Октябрь и советская литература» освещена преимущественно в плане отображения револю­ции и гражданской войны в художественной литературе. Однако этим не исчерпывается всеохватывающее влия­ние Октября на литературную жизнь, как не ограничива­ются и задачи науки в его изучении. Есть еще отрасли и сферы, важные проблемы художественного развития, вы­двинутые и стимулированные социалистической револю­цией, которые нуждаются в обстоятельном научном иссле­довании.

Среди них наиболее актуальным является изучение процесса формирования и расцвета советской многонаци­ональной литературы — адеквата исторически сложившей­ся общности народов СССР, выразителя прогресса в худо­жественном развитии человечества. Мы еще не можем похвалиться глубоким, всесторонним осмыслением того, как определяется природой нашего советского строя и конкретно осуществляется сближение национальных само­бытных литератур. Из этого не следует, что литературо­веды и критики не стремились к такому осмыслению или вовсе обходили своим вниманием объективную закономер­ность развития социалистической культуры. Нет. Во многих работах разных жанров и в разное время высказы­вается мысль о том, что победа Октября, построение социализма в нашей стране являются жизненной основой расцвета и единства советской литературы. Много написа­но о дружбе братских литератур, об их творческих связях. Издана шеститомная «История советской многонациональ­ной литературы», являющаяся первой осуществленной по­пыткой в ее изучении. В современной критике и литерату­роведении отдается предпочтение статьям и исследовани­ям, в которых общие для развития советской литературы проблемы рассматриваются на материалах ряда нацио­нальных литератур.

Однако все это не исключает, а предполагает дальней­шее, более углубленное изучение жизненной обусловлен­ности и конкретного хода сложного процесса сближения национальных литератур, его особенностей в разные пери­оды нашей советской истории. Понимание этой истории обогатит нас достоверными знаниями путей становления и расцвета советской многонациональной литературы, по­может нам глубже уяснить современный этап творческого взаимодействия литератур, их идейно-эстетического един­ства; позволит более убедительно опровергнуть различные измышления на этот счет наших идейных врагов. Следова­тельно, сама эта история сегодня очень актуальна с точки зрения науки и литературной практики, а обстоятельное изучение ее будет способствовать дальнейшему укрепле­нию дружбы литератур и тем самым — дружбы народов.

И предлагаемой работе рассматривается, как под влия­нием победы Октябрьской социалистической революции, укрепления Советской власти и новых общественных от­ношений складывалось всесоюзное единство братских литератур. Известно, что сближение национальных лите­ратур неотрывно связано с их развитием на социалисти­ческой основе и совершалось на разных его стадиях свое­образно. Не претендуя на полный охват всей многогран­ности и сложности этого процесса, сосредоточим внимание на периоде формирования новых межлитературных от­ношений, становления многонациональной общности ли­тератур пародов СССР. Отсюда аспект и хронология исследования: идейно-эстетическое и организационное единство братских литератур сложилось в ходе борьбы народов. В победу социализма, и на той основе в 30-е годы начал­ен новый этап в развитии советской многонациональной литературы. Установление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно художественных организаций» (1932), созда­ние творческих союзов СССР, в особенности Первый Все­союзный съезд советских писателей (1934) знаменовали собой завершение периода формирования всесоюзного единства литератур и начало нового этапа его расширения и углубления.

Тома будет освещаться на материалах преимуществен­но русской, украинской, белорусской и закавказских литератур. Почему только этих литератур, когда речь идет о всесоюзных масштабах? Ведь в первом томе «Истории советской многонациональной литературы», хронологиче­ски почти тождественном предлагаемой работе, рассмат­риваются и литературы Средней Азии и Казахстана, Да­гестана и народов Северного Кавказа, Поволжья и Сибири. Да, в «Истории» анализируются пути развития националь­ных литератур. Но и при этом во вступительном разделе тома Л. И. Тимофеев отмечает разновременность «всту­пления тех или иных народов в общий процесс создания культуры социалистического общества»

А главной темой данного исследования является форми­рование новых отношений между литературами, ставши­ми в результате победы Октября на путь социалистиче­ского развития. Нас интересует, как посредством взаимно­го ознакомления, творческих контактов начинался с их сближения, складывалась их новая общность. Изве­стно, что творческое взаимодействие, взаимообогащение, являющееся важным средством в развитии литератур, предполагает общение культур зрелых, самобытных, обла­дающих способностью и воспринять, и поделиться такими художественными достижениями, в которых нуждаются другие, и тем стимулировать обоюдный интерес друг к ДРУГУ без чего не бывает взаимодействия. В разговоре за «круглым столом» в редакции журнала «Дружба наро­дов» Г. И. Ломидзе справедливо подчеркивал, что Ок­тябрьская революция создала для всех наций равные поли­тические, экономические, социальные перспективы жизни и развития. Но «создание широких социальных и культур­ных условий для взаимодействия литератур еще не озна­чало автоматического осуществления этих возможностей. Некоторым литературам прежде надо было окрепнуть, выработать свой голос, утвердиться в собственных силах, чтобы стать величиной в сложном процессе взаимодейст­вия и взаимообогащения культур» Следовательно, сразу после Октября в этот процесс активно включались прежде всего высокоразвитые литературы.

В формировании новых отношений между ними во многом учитывался опыт общегосударственного строитель­ства. Известно, что Договор об образовании СССР за­ключили РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (в составе Азер­байджана, Армении, Грузии). Разумеется, другие народы нашей страны тоже участвовали в социалистическом строительстве, на этой основе возрождались или зарожда­лись их новые литературы, но они в первые послеоктябрь­ские годы не имели еще возможности включиться в творче­ское взаимодействие братских литератур. Эта возможность появится у каждой из них в свое время, в зависи­мости от степени их зрелости. Ведь так было и в сфере государственной. «В процессе построения социализма по­степенно складывались благоприятные социально-эконо­мические условия для продолжения и совершенствования национально-государственного строительства Союза ССР. В 1024 году образованы Туркменская и Узбекская, а в 1920 году — Таджикская Советские Социалистические Республики. В 1936 году Казахская и Киргизская автоном­ії мо республики преобразованы в союзные»

Национально-государственное строительство открывало для отих республик огромную перспективу всестороннего развития. Однако фактический уровень зрелости их лите­ратур того времени, пеознакомленность с ними писателей из других республик, особенно организаторов общесоюзно­го литературного движения, определили пассивное участие продстаиитолей литератур Средней Азии в различных все­союзных мероприятиях первого послеоктябрьского десяти­летни. Кще и средине 20-х годов казахская литература называлась киргизской, а в составе правления Всесоюзной ассоциации (1925) было выделено по одному месту не столько для литератур, сколько для новых республик.

Исторически сложилось так, что в выработке новых литературных взаимоотношений, в формировании всесо­юзной общности литератур наиболее активно участвовали русская, украинская, белорусская азербайджанская, ар­мянская, грузинская литературы. Они, естественно, и бу­дут и поле зрения при рассмотрении этого процесса, хотя даже отдельные факты участия других литератур в дви­жении ко всесоюзному объединению будут также отме­чены в работо.

Строгое следование конкретно-историческому принципу, особенности межлитературных отношений на разных ста­диях их развития определили композицию работы: после вступления и краткой характеристики ленинской концеп­ции становления советской многонациональной литерату­ры будет последовательно рассмотрено, как складывались новые отношения в первые послеоктябрьские годы, в пер­вую, вторую половины 20-х и в начале 30-х годов. Каждой из этих своеобразных стадий во всесоюзной консолидации литератур посвящен в книге специальный раздел.

.