«Молодая Вена» — кружок Стефана Георге

В «кружок Стефана Георге», по мнению его главы, должен был бы входить молодой поэт, близкий ему по духу. Георге долго уговаривал молодого поэта, но безуспешно, и свою роль в этом сыграли причины не только личного плана. Речь шла о Гуго фон Гофманстале, который, будучи еще гимназистом, обратил на себя внимание своими стихами. Вскоре имя Гуго фон Гофмансталя начали связывать с группой поэтов, получившей название «Молодая Вена», так как жили они именно в Вене. Впрочем, это обстоятельство было немаловажным, поскольку столица австро-венгерской монархии, вышедшей после прусско-австрийской войны 1866 года из состава «Германского союза», давала иную почву для литературы и искусства, нежели Германская империя.

Если в Германии безудержный рост монополий, опирающихся на военный потенциал Пруссии, придавал опасную динамику процессу империалистического развития страны, то в Австро-Венгрии в этот же период усиливались застойные тенденции, порожденные обострением неразрешимых противоречий. Хотя и Австро-Венгрия была уже империалистической державой, однако в гораздо большей степени она являлась объектом немецких и французских интересов. В аграрном государстве с прочной феодальной структурой быстрое развитие промышленности шло лишь в определенных районах (например, в Богемии). Но все же благодаря индустриализации (в Богемии, Венгрии) крепли национальная буржуазия и рабочий класс, что давало мощный импульс усилению борьбы за национальную независимость народов, находившихся под игом габсбургской монархии. Социальные и политические антагонизмы порождали кризис за кризисом; принцип «живи одним днем» стал основой государственной политики.

Австрийская литература конца XIX - начала XX веков, опиравшаяся на самобытные исторические традиции, обрела новые, так сказать, европейские черты благодаря тому, что она восприняла ряд современных художественных течений, однако каждое из них было усвоено в своеобразной форме. В ней не получили широкого распространения ни натурализм, ни та или иная стилизация имперских амбиций. Писатели и поэты «Молодой Вены» были тесно связаны с культурной жизнью Германии, они печатались в крупных «имперско-германских» издательствах и не писали специально для австрийской читательской аудитории; и все же им все в большей степени удавалось выявить свою оригинальность за счет акцентирования отличий своей страны и культуры от кайзеровской Германии. Подчеркивался контраст между Веной и Берлином; венские привычки, посиживая в кафе, «легко относиться даже к трудным проблемам» и «ни во что не вмешиваться» 19 полемически противопоставлялись прусскому пристрастию к строгому порядку и великогерман-ской мании величия.

Именно эти черты и легли в основу нового направления, зачинателями которого были литературный критик, новеллист и драматург Герман Бар, драматург и новеллист Артур Шницлер, автор импрессионистических зарисовок и афоризмов Петер Альтенберг (1859-1919), новеллист и драматург Рихард Бер-Гофман (1866-1945), Гуго фон Гофмансталь и - в несколько ином роде - шумный полемист Карл Краус. Продолжателями этого направления стали писатели младшего поколения Стефан Цвейг, Роберт Музиль, Йозеф Рот.