Мировое искусство разных…

Научное мышление оказывает воздействие на мир своим завершающим выводом. Его практический смысл — в результате, в сформулированной закономерности. Нам достаточно располагать верным итогом исследования, а ка­ким путем он достигнут, мы можем даже не знать. В своей повседневной жизни мы пользуемся огромным количеством научных открытий, вовсе не вникая в ход мысли, результатом которого они явились.

Что же касается искусства, то оно, воздействуя на человеческое общество, выполняя свою идейно-преобразую - щую (и в этом смысле практическую) роль, содержатель­но самим ходом познания, динамикой авторского мышления. Истина всегда процесс. Но художественная правда открывается нам лишь в том случае, если этот процесс развернут перед нами в виде картины движения образной мысли. Содержание художественного произведения представляет собой наглядно выраженный в своих главных посылках путь художника к единству с познаваемой действительностью, к постижению ее человеческой правды. Произведение искусства являет собой не только картину жизни, но и картину творчества.

Научное творчество и индивидуально и коллективно в том смысле, что здесь каждое открытие непосредственно обусловлено предыдущими и смежными, в конечном счете — всем достоянием современной научной мысли. Научное творчество, в отличие от художественного, представляет собой единый наднациональный мировой процесс.

Художественное творчество по природе своей не только национально, но и индивидуально. Здесь поступатель­ное движение связано с отдельными именами, представ­ляющими свои. народы на определенном этапе историче­ского развития.

Видимо, человеческое познание исторически разви­вается так, что воображение и исследование поперемен­но занимают главенствующее положение в нашем мыш­лении. Очевидно, в прошлом воображение человека об­наруживало тенденцию вырваться вперед, обогнать ис­следование, уйти дальше, чем позволяли научные пред­ставления своего времени. Речь идет не только о предви­дениях сказочного мышления и не только о научной фан­тастике. Мировое искусство разных родов и жанров полно примеров подобной художественной проницательности. В периоды расцвета реализма оно всегда умело вообра­жать то, что еще не было постигнуто наукой.

.