Мир связан с его эстетической природой

Мир связан с его эстетической природой, с его спецификой, благодаря которой в художественном творчестве постигаются недоступные научному исследованию скрытые, - сложнейшие процессы духовной жизни человека, его внутреннего мира. Теория отражения в ее применении к искусству нуждается в дифференциации в двух, хотя и взаимосвязанных, планах: обоснования природы художественного творчества и методологии его исследования.

В первом из них диалектико-материалистическая трактовка ступеней, законов, форм отражения мира в человеческом сознании дает основу для исследования осо­бенностей восприятия действительности средствами ис­кусства. Необходим всесторонний анализ его диалектической связи с другими формами общественного сознания и вместе с тем взаимодействия содержания и способов его выражения, свойственных только искусству. Дальнейшего философского обоснования требует и принцип идейной целенаправленности художественного творчества, обусловленный объективными законами общественного развития и выражающий взгляды, позиции, настроения, эмоциональный мир художника. Этот принцип ждет своего развернутого освещения в связи с философской проблемой взаимоотношения «объективного» и «субъективного», роли индивидуальности, познающего субъекта в процессе отражения действительности.

Другой методологический аспект связи философии, ли­тературоведения и искусствознания — социологический — требует от нас дальнейшей разработки принципов приме­нения исторического материализма к исследованию художественного развития, его закономерностей и соци­альной детерминированности. Методологическая разработка этой проблемы в последние годы ослабла. Борьба с вульгарным социологизмом (рецидивы которого встречаются до сих пор) не означает, разумеется, отрицания или умаления в какой бы то ни было степени первостепенной важности марксистского социологического анализа явлений искусства. Между тем уже довольно давно не появлялись теоретические работы, затрагивающие общие проблемы зависимости развития искусства от исторических условий, классовой обусловленности мировоззрения художника, причинной зависимости возникновения тех или иных направлений искусства от изменений в общественной жизни.

.