Мигель Де Унамуно

Окончив в 1884 г. Мадридский университет, он несколько лет работал в родном Бильбао. В 1891 г. по конкурсу Унамуно занял кафедру греческого языка в Саламанкском университете, а через 10 лет стал ректором этого старейшего учебного заведения Испании.Но меньше всего Унамуно был кабинетным ученым. И хотя многие его ученые труды и сейчас поражают своей глубиной и основательностью, университетскую деятельность Унамуно рассматривал прежде всего как возможность воспитывать молодежь в гуманистическом духе. Именно поэтому из саламанкского уединения на всю Испанию разносился его гневный и страстный голос. В 1914 г. за выступление против монархии его сместили с поста ректора и позднее несколько раз привлекали к суду по обвинению в "оскорблении его величества".

Когда в сентябре 1923 г. Примо де Ривера совершил государственный переворот, Унамуно в числе первых выступил против диктатуры, в феврале следующего года его без суда и следствия выслали на остров Фуэртевентуру (Канарские острова). Однако уже полгода спустя на французском корабле он покинул место ссылки и поселился сначала в Париже, а затем в пограничном городке Эндайя. Многочисленные статьи в газетах Европы и Америки, равно как и стихи, написанные им в годы изгнания, полны ненависти к реакции и диктатуре.

Возвращение Унамуно в 1930 г. в Испанию стало всенародным триумфом. А когда в апреле 1931 г. Испания была провозглашена республикой, он был назначен пожизненным ректором Саламанкского университета и председателем Высшего совета культуры. От этого последнего поста Унамуно вскоре отказался, с полным основанием увидев в буржуазной республике те же антидемократические черты, которые он всегда обличал в монархии. Вместе с тем его пугала и растущая активность народных масс, в которой он видел лишь разрушительное начало. Быть может, поэтому, когда летом 1936 г. начался фашистский мятеж, Унамуно, хоть и ненадолго, оказался на стороне франкистов. Вскоре он сумел понять свою ошибку, и на годичном университетском акте в Саламанкском университете осенью того же года бросил в лицо фашистам гневные слова: "Вы можете победить, но никогда не сможете убедить!" Отставленный с поста ректора, Унамуно вскоре скончался.

Всякое произведение писателя подчеркнуто субъективно: повсюду на первом плане личность автора. Унамуно сам писал: "Всем моим книгам именно я придаю тепло и жизнь, и именно благодаря этому теплу и жизни, которые я придал своим книгам, вы их читаете. Я вложил в них свою страсть".

Ученый-филолог, философ, публицист, писатель и общественный деятель — все эти стороны универсальной натуры существовали в нем слитно, нерасторжимо. Поэтому многочисленные эссе писателя, посвященные философским, политическим, этическим или литературным проблемам, вместе с тем всегда глубоко лиричны и поэтичны, а его романы, стихи и драмы посвящены сложнейшим философским и этическим проблемам. И во всех этих произведениях раскрывается мятущаяся душа художника-мыслителя.

В литературно-философской эволюции Унамуно можно выделить несколько этапов с характерными для каждого из них ведущими тенденциями. Начальный период охватывает раннее творчество писателя, примерно до 1898 г. Наиболее характерные для этого периода произведения — цикл эссе под общим названием "Об исконных началах" (En torno al casticismo, 1895) и роман "Мир в войне" (Paz en la guerra, 1897).

Эссе Унамуно содержат резкую и разностороннюю критику социальной действительности и политической жизни Испании. В цикле "Об исконных началах" анализируется исторический путь страны. Существенный смысл истории откладывается, "отстаивается" в "вечной традиции". Эти животворные и подлинно национальные традиции Унамуно противопоставляет традициям ложным и косным. Носителем "вечной традиции" писатель объявляет народ; правящие классы культивируют мертвые традиции. Эта антитеза иллюстрируется на примере романа Сервантеса. В эти годы безумный рыцарь Дон Кихот представляется Унамуно воплощением иллюзорной попытки воскресить и увековечить мертвую традицию, а отрекшийся от рыцарских бредней Алонсо Кихана становится носителем традиции подлинной и, следовательно, народной.

Главное же для писателя — диалектика души, борение, в человеке "семи добродетелей и семи смертных грехов". На этом пути были у Унамуно неизбежные потери: чувства его персонажей чаще всего предельно обнажены и схематизированы. Но несомненны и художественные завоевания испанского писателя: в формирование критического реализма XX в., столь интеллектуализированного и столь пристально изучающего сложные процессы человеческой психики, "ни-волы", драмы и поэзия Унамуно внесли существенный вклад.

.