Лермонтов и русская революционная сатира

Поэтическое наследие Лермонтова сыграло выдающуюся роль в развитии русской революционной сатиры XIX — начала XX веков. Без преувеличения можно сказать: произведения Лермонтова занимают одно из первых мест по количеству перепевов, переделок, пародий сатирического характера. Обычно они рождались в интересах общественно-политической борьбы.

Здесь необходимо подчеркнуть следующее: пародийное использование лермонтовских образов, отдельных стихов, строф, оборотов или произведений в целом чаще всего преследует социальные и значительно реже бытовые цели. Литературная пародия, острие которой направлено против эстетической концепции, стиля или проблематики лермонтовского творчества в истории русской поэзии XIX века отсутствует. Это объясняется тем, что такие поэты, как Пушкин и Лермонтов, заложили незыблемые основы новой классической литературы.

Иное дело, когда в жизни пародистов возникали не литературные, а общественно-политические проблемы. В поисках их решения они очень часто обращались к наследию Лермонтова. Объясняется это объективными предпосылками, которые заложены в самой лермонтовской поэзии, в ее художественных особенностях, социальной значимости и популярности.

Для создания политической сатиры необходимо, чтобы пародируемое произведение обладало ярко выраженной, неповторимой идейно-художественной индивидуальностью и было хорошо знакомо самым широким читательским кругам, чтобы его не путали с другими произведениями. Во-вторых, пародируемое произведение должно обладать ярко выраженной гражданственностью. В нем зачастую используются риторические вопросы и восклицания, повторы, диалог, философское раздумие о судьбах поколения, острые столкновения противоборствующих сил.

Такое произведение становится отличной основой для творчества сатирика-пародиста. Сохраняя форму первоисточника, его образную систему, особенности стиля, пародист наполняет их новым содержанием, обычно противоположным по своему общественному характеру. Так, например, у Лермонтова в поэме "Демон", в стихотворениях "Бородино", "Дума" речь идет о возвышенных, очень значительных социальных, философских и морально-нравственных проблемах. Этот широкий круг вопросов нашел неповторимую и яркую художественную форму. Гармония большого содержания и совершенной формы вызывает у читателя сложные чувства, переживания, раздумия, которые могут принимать окраску торжественного, приподнятого или задушевно-лирического характера. Совсем иная картина получается в пародии на любое из этих произведений. Здесь дела, помыслы и желания новых героев со старыми лермонтовскими признаками становятся низменными, мелочными, антинародными. Контраст, который возникает в сознании читателя между уже хорошо знакомыми лермонтовскими героями с их возвышенным гражданским пафосом и героями новыми, носителями низменных побуждений и отрицательных качеств, производит комическое впечатление. И поскольку осмеянию подвергаются не герои Лермонтова, не их время и круг идей, а в большинстве случаев современные деятели или подлинные события, новое пародийное произведение приобретает острый политический характер. Круг произведений Лермонтова, которые особенно часто используются сатириками, сравнительно невелик. В него входит около 20 стихотворений и поэма "Демон".

Бессмертное создание Лермонтова во второй половине XIX — начале XX века пользовалось особым вниманием пародистов. Известно около двадцати вариаций на тему "Демона", появившихся в печати. Конечно, далеко не все они представляют худо-ественный интерес. Часть из них — ремесленные подделки бездарных журналистов, но даже и они свидетельствуют о популярности поэмы "Демон", о ее притягательной силе.

Ранее других к поэме "Демон" как первоисточнику для создания сатирического произведения на современную тему обратился В. С. Курочкин. В № 45 журнала "Искра" за 1861 год он поместил стихотворение, которое зло высмеивало реакционного публициста, бездарного поэта и незадачливого редактора В. И. Аскоченского (1813—1879).

  • Печальный рыцарь тьмы кромешной,
  • Блуждал Аскоченский с клюкой
  • И вдруг припомнил, многогрешный,
  • Преданья жизни молодой...

Несколько позднее, в 70-е годы, лермонтовский "Демон" привлек внимание другого поэта-искровца Д. Д. Минаева. В течение шести лет он работал над произведением, которое полностью было опубликовано в 1880 году в Петербурге в сборнике "Демон. Сатирическая поэма. Сказки..."

Если Курочкин направил идейное острие своей пародии против конкретного политического и литературного противника, то Минаев создал произведение большого социального смысла с очень широким охватом действительности. Его печальный демон, дух изгнанья, к земле направил свой полет и оказался над старой буржуазной Европой, где все говорят об общем мире и все готовятся к войне... Особой силой сатирического обобщения отличаются сцены, посвященные изображению жизни в Великобритании.

  • Пред ним страна свободы, братства
  • И тиранической пяты,
  • Великолепного богатства,
  • Невыносимой нищеты.
  • Парламентизма, эгоизма,
  • Край олигархов, торгашей,
  • Приличий, полных деспотизма,
  • Край боксов, скачек и дендизма
  • И кровью политых грошей...

Пафос сатиры Минаева не потерял своей политической актуальности и в наше время. Прошло почти столетие, а в жизни народов Великобритании — немного перемен к лучшему: тот же облик, та же мораль буржуазного общества с лицемерием и обманом царят над островами. Минаев принадлежал к числу тех русских литераторов, которые вслед за Белинским пошли по пути разоблачения социальных и морально-нравственных уродств буржуазной Европы. Для него было ясно, кто здесь вершит судьбы человечества и в чем корень зла. Этот капиталистический Мир так же немощен и глуп, И целым миром правит — Крупп.

В этом выводе героя поэмы — глубокая, исторически точная характеристика.

Почти одновременно с Минаевым в 1875—1880 годах над сатирическим образом Демона работал неизвестный воронежский поэт. От него остался текст законченной поэмы и инициалы — Е. Б.

Однако в печати появились лишь отрывки из этой поэмы. Они, конечно, не могут дать цельной картины, но все-таки позволяют составить представление о творческой манере автора, его замысле и даровании.

В поэме Минаева жизнь европейских народов изображена в серии ярких, написанных размашисто картин. Они поражают остротой социальной проблематики и верностью суждений. Воронежский автор обладал кругозором поуже и мыслил масштабами поменьше. Своего Демона он ставит в такие ситуации, которые дают возможность изобразить современные нравы, быт, мораль, а заодно коснуться и тех социальных отношений, которые породили их. Его Демон парит не над Европой, а над курортами кавказского Пятигорья. Он за былые прегрешения осужден и должен в течение года испытать любовь земной женщины.

Однако такая сюжетная ситуация имеет и свои сильные стороны. Она позволяет автору столкнуть лицом к лицу своего героя и людей конкретной эпохи. Сталкиваются носитель романтического мироощущения, возвышенных представлений о добре и зле, обладатель цельного сильного характера и всепоглощающих страстей и пошлые мелкие обыватели с их праздностью, маленькими интрижками и фальшивыми чувствами. Продажные курортные дамы, измены, обман и торговля всем, что дорого человеку, — вот атмосфера, в которую попал Демон. У него не хватает сил все это пережить. Когда херувим приносит ему прощение, он с великой радостью покидает землю и ее обитателей.

  • И он летит по небу вновь,
  • Свободы песню распевая,
  • В своем восторге забывая
  • И русских дам... и их любовь!

Уже давно замечено, что сатирическое искусство, так же, как журналистика, является своеобразным барометром общественно-политической жизни. Оно очень чутко реагирует на все спады и приливы идеологической борьбы. Бурное развитие политических страстей неизбежно влекло за собой быстрое развитие всех жанров сатиры. И, напротив, наступление сравнительно спокойных фаз в жизни общества приносило сатире упадок. Из действенного оружия идеологической борьбы она превращалась в повседневное средство развлечения обывателей. "Карающие" звуки громогласной лиры сменялись мягкими, ласкающими ухо звуками; вместо гневного обличения и сарказма рождались снисходительная улыбка и легкий укор.

В истории русской журналистики один из таких периодов начался в середине 80-х годов XIX века и продолжался около полутора десятков лет. В эти годы изменилось и лицо юмористической прессы, которая утратила свою политическую остроту и значимость. В свою очередь это оказало решающее воздействие и на творческие принципы большинства сатириков. Они увлеклись бытовой тематикой, забавными историями и комическими ситуациями.