Комическая опера

«Музыка и словесность суть две сестры родные»,— писал актер, теоретик и драматург XVIII в. Плавильщиков. В полной мере это отно­сится к жанру комической оперы. Но «словесность» в комической опере являлась бесспорно старшей сестрой. По существу коми­ческая опера представляла собой драматическую пьесу в прозе или в стихах, сопровождаемую всякого рода музыкально-песенными номерами — ариями, куплетами, хорами и т. п. Уже одно это «удаляло» ее «от правил», выводило за рамки поэтики клас­сицизма. Помимо этого, комические оперы писались чаще всего в новом, «среднем» драматургическом роде, сочетавшем в себе «жалостное» и «смешное». Оправдывали теоретики русской коми­ческой оперы, как и авторы «слезных комедий» и «мещанских драм», право на существование подобного жанра характерными ссылками, с одной стороны, на его «естественность», с другой — на вкусы и требования самой публики.

Так, автор одной из комических опер «Миловзор и Прелеста» (1787) в предисловии к ней заявлял: «Хорошо расположенные сего среднего рода драмы позволительны, так как нет ничего естественней, как смешивать в действиях забавы с горестью, и нечаянное смятение чувств посреди позорища веселого более дей­ствовать может на зрителя». Тут же он пояснял, что назвал свою пьесу комической оперой, «потому что в ней поют и что начало и конец ее не плачевны».

Все комические оперы заканчивались неизменно благопо­лучно, но в то же время в движении и развитии сюжета многих из них «горести» не только примешивались к «забавам», но и подчеркнуто выдвигались на первое место. Отличительной и весьма существенной чертой комических опер, также резко противостоявших в этом отношении драматургии классицизма, было то, что главными их персонажами являлись обычно пред­ставители «низших» классов, чаще всего крестьян. В этом отно­шении комическая опера была наиболее демократична по сравне­нию со всеми драматургическими видами того времени и тем самым особенно интересна и доходчива (последнему способ­ствовала и ее литературно-музыкальная форма) до широких кру­гов зрителей. В результате комическая опера стала одним из особенно популярных драматургических жанров последней трети века. До нас дошло полностью и в отрывках свыше 60 комиче­ских опер. Понятно, что писатели — представители разных клас­сов и различных общественных лагерей — обращались к этому популярному и доходчивому жанру, стремясь использовать его в своих идейно-политических целях. В руках писателей-разночин­цев и передовых представителей дворянства комическая опера насыщалась элементами народности и социальной сатиры. Осо­бенно часто в комических операх этого рода рисуются тяжелые условия жизни крестьян, угнетаемых и барскими управителями, и самими барами-крепостниками. Таковы «Розана и Любим» Николева, «Несчастье от кареты» Княжнина, «Кофейница» Кры­лова (обо всех этих пьесах будет сказано подробно в разделах, посвященных данным писателям). Наоборот, писатели, стоявшие на страже крепостничества, в своих комических операх старались представить жизнь крестьян и отношения между ними и помещи­ками в розовых, идиллических тонах. Таков «Деревенский празд­ник, или увенчанная добродетель» В. Майкова или одна «сель­ская комедия» Карамзина. Обращается к усиленному писанию комических опер и Екатерина II, которая стремится вытравить из них сколько-нибудь серьезное идейно-общественное содержание, придать им легкий водевильно-развлекательный характер.