Итак — нарастание пролетов к центру…

Очевидно, тогда «отцы церкви» думали этим способом придать зданиям большее «благолепие» — дескать, гладкая поверхность больше походит на «столичную» каменную архитектуру. С конструктивной точки зрения эта обшивка была даже вредна, так как способствовала загниванию сруба. Структивных и эстетических факторов, в процессе эстетического восприятия произведений архитектуры разработан еще очень слабо. Вместе с тем история мирового зодчества знает немало примеров, в которых эта взаимосвязь выступает очень своеобразно и любопытно.

Попробуем с этой точки зрения проанализировать ком­позицию трех старинных каменных мостов в Ленинграде, построенных во второй половине XVIII века через Фон­танку.

Прачечный мост состоит из трех плавных овальных арок: две боковые поменьше, средняя побольше. С конструктивной и функциональной точки зрения это вполне логично. Во-первых, посередине реки происходит наиболее интенсивное судоходство, и поэтому пролеты моста следует в этом месте увеличивать. Во-вторых, чем глубже ре­ка, тем выше и соответственно дороже получаются опоры моста — следовательно, в глубоких местах опоры моста следует расставлять реже, а пролеты соответственно увеличивать. Обычно самая глубокая часть реки находится в середине русла, и поэтому к середине реки пролеты, как правило, увеличиваются. Таким образом, нарастание пролетов к середине у Прачечного моста (так же как и у его «соседей», построенных через Неву позднее, в конце XIX в.— у Кировского и Литейного мостов) является следствием чисто «инженерных» факторов.

И вместе с тем какое сильное эстетическое впечатле­ние производит это плавное нарастание пролетов моста! Как органично соответствует оно нарастанию высоты мо­ста над водой, образуя динамичный аккорд мягко круглящихся линий — аккорд, пронизанный единым ритмом, единым стремлением.

Итак — нарастание пролетов к центру создает подлин­ную гармонию утилитарного, технического и эстетиче­ского.

Композиция моста Ломоносова (по традиции его чаще называют Чернышов мост) значительно отличается от Прачечного моста. Легко заметить, что средний пролет Чернышова моста заметно короче боковых. Однако до сих пор еще никто и никогда не поднимал вопрос об «антиэстетичности» такой композиции. Напротив, Чернышов мост считается общепризнанным шедевром архитектуры. А ведь мы только что говорили о целесообразности и эстетичности нарастания пролетов к центру моста.

.