Георг Маурер

Георг Маурер (1907-1971) - выдающаяся фигура в поэзии Германии. Творческие успехи и личные качества Георга Маурера выдвинули его на то центральное место, которое он занимал, будучи поэтом, теоретиком и наставником молодежи.

Георг Маурер родился и вырос в Румынии, в 20-е годы он приехал учиться в Германию. В первом поэтическом сборнике «Вечные голоса» (1936) отразились его тогдашние мировоззренческие, религиозные умонастроения. Пережитая война, советский плен, социальные преобразования, происходившие в Германии, положили для Маурера начало трудному, но последовательному процессу духовного перерождения, который привел поэта в политическом и идейном отношениях в ряды борцов за дело рабочего класса, а в художественном отношении - на позиции социалистического реализма. Георг Маурер сознательно выбирал свой путь, о чем свидетельствует ярко выраженная идейная направленность его творчества.

В книге «Песни времени» (1946) проявились начавшиеся внутренние перемены. Циклы стихов «Сознание» (1950-1956) и «Автопортрет» запечатлели стремление поэта усвоить мировоззренческие основы пролетарского учения. В своих произведениях «Поэтическое путешествие» (1952) и «Бракосочетание морей» (1953-1954) Маурер обратился к реальным темам социалистического строительства.

Уже в 1950-1951 годах возник оригинальный поэтический цикл «Трех-строфный календарь», в котором выразилось новое, оптимистическое жизне-восприятие поэта:

  • Тьмы глухой бесцветна маска.
  • Света отыщи родник!

Чтоб не прозябали краски в них ведь мира яркий лик. Стоит только с нежным сердцем в очи синие всмотреться, ты увидишь в них, бездонных, отсвет глаз своих влюбленных и поймешь, как ты силен, ты же - мир со светлым взором, ты же - свет, перед которым твой вчерашний мрак смешон.

Даже непримечательному на первый взгляд предмету Маурер умел дать интересное философское осмысление. Именно это качество, а также постоянное ощущение связей с классическими традициями литературы от античности до современности и характеризовало поэзию Маурера.

Это относится, в частности, к циклам «Образы истории» (написан в 1954- 1960 годах) и «Мысли о любви» (1961) и прежде всего к крупному философско-поэтическому циклу «Наше достояние» (1962), в котором Маурер, продолжая традиции Гёльдерлина и Рильке, вместе с тем дал новое - диалектико-мате-риалистическое - осмысление места человека в мире. Виртуозность языка, точность и мощь образов, композиционная уравновешенность и крупномас-штабность замысла делают это произведение одной из вершин в творчестве Георга Маурера.