Фридрих Вольф

Театр Пискатора, несмотря на самую благоприятную реакцию общественности, потерпел, однако, крах, столкнувшись с экономическими трудностями. Последней постановкой Пискатора в Германии было произведение Фридриха Вольфа (1888-1953) «Тай Янг пробуждается» - «пролетарская назидательная пьеса» о восстании работниц ткацкой фабрики в Шанхае. Премьера спектакля состоялась в январе 1931 года. В этой постановке автор стремился показать «диалектическую взаимосвязь сходных эпох из истории революционного движения крестьян в Германии и Китае» и объяснить, «что даже движение сельского пролетариата интернационально» 108. Тема соответствовала «социологической драматургии» Пискатора, которая, однако, в целом не вполне отвечала драматургическим установкам Вольфа.

Вольф исходил из основных элементов драмы - «наличия героя и антигероя, как носителей внутренних и внешних конфликтов. Герой и антигерой, как воплощение идейных противоречий, создают драматическую ситуацию и вызывают реакцию в душе зрителя» 109. «Подлинная драма не отпускает зрительскую массу, не встряхнув и не «очистив» ее морально... Реакция театральной публики является непосредственным, моментальным, часто даже инстинктивным проявлением души массы зрителей» 110. Таким образом, функции драмы реализовались для Вольфа в катарсисе - в душевном движении, во взволнованности зрителя, вызванной происходящим на сцене. Вольф использовал возможности катарсиса, то есть способа «очищения» чувств зрителя в трагедии, для современной политической драмы. В этом и заключается, в первую очередь, его вклад в социалистическое театральное искусство. Для этого в 20-е годы существовали благоприятные предпосылки. Реальность сама предлагала «материал» для драматически-трагических коллизий; в крупных социальных конфликтах четко противостояли друг другу «герой» и «антигерой». Ф. Вольф сам играл в спектаклях. Его глубоко взбудоражила война, поскольку он был призван как военный врач; он принимал участие в деятельности Советов рабочих и солдатских депутатов в Дрездене, в подавлении капповского путча, в эксперименте создания утопически-коммунистического общинного поселения в Ворпсведе (эти события были им переработаны с критических позиций в пьесе «Колонна Хунд», 1927). Вольф оставался в эти годы врачом-практиком, однако уже с 1917 года писал экспрессионистские драмы (например, «Свободный от условностей», 1919). В 1928 году, когда была опубликована его программная статья «Искусство - оружие», он стал членом КПГ. От экспрессионизма Вольф отказался уже в пьесе о крестьянской войне - «Бедный Конрад» (1924). Князья и крестьяне - противоборствующие стороны; однако внутренний конфликт проявляется уже в нерешительности главного действующего лица, глупого наместника, который, поверив посулам князей, хотел избежать кровопролития: экспрессионистская идея ненасильственных мер оказывается трагическим заблуждением. Родственной «Бедному Конраду» была тема пьесы «Матросы из Каттаро» (1930). В последние дни войны матросы австрийского броненосца восстают против офицерского произвола и объединяются с матросами других кораблей. Последовавшие акции военного руководства требуют незамедлительных ответных действий, однако матросский совет для принятия такого решения недостаточно сплочен, и Раш, инициатор восстания, считает, что не может не принимать этого в расчет. Вновь в центре оказывается вопрос власти и революционного действия. Перед взором зрителей предстает трагическая ситуация, когда большинство матросов отходят от восстания и Раша арестовывают. Он побежден, однако и в своем поражении он вызывает сочувствие: «Восстание матросов, - говорит Вольф, - так часто терпело поражение из-за разброда в его рядах, из-за путаников, не ставящих перед собой никакой цели» 111. Активный талант Вольфа-драматурга наиболее отвечал «пьесам на злобу дня». Параграф 218 закона о запрещении абортов, вокруг которого в конце 20-х годов велись жаркие публичные дебаты, с постановкой пьесы Пауля Гёрдера-Креде «§ 218» (1930) и X. Й. Рефиша «Гинеколог» (1927) также стал темой прогрессивной драматургии. Вольф сам был обвинен как врач в нарушении этого параграфа, поэтому у него был повод высказаться на эту тему. Его пьеса «Цианистый калий» (1929) заканчивается смертью молодой работницы, которая ожидает ребенка, но после увольнения не знает, как сможет его прокормить. Она нигде не находит помощи и, отчаявшись, принимает яд. В ее последнем вопросе: «Тысячи обречены так умирать, неужели нам никто не поможет?» - звучит приговор Вольфа действию параграфа. В его пьесе смерть героини трактуется не как следствие реформистского законодательства, а объясняется общим положением рабочего класса при капитализме, что и сделало пьесу социальной драмой, полной трагического пафоса. Актуальную пьесу, обращенную к современности, - «Профессор Мам-лок» (1934) - в годы фашизма нельзя было ставить в Германии. Уже во время показа «Цианистого калия» был спровоцирован скандал, когда сцену забросали пивными бутылками; «Матросы из Каттаро» в нескольких городах были запрещены. Это заставляло социалистических авторов в еще большей степени ориентироваться на коммунистический рабочий театр. «Группа 1931», руководимая Густавом фон Вангенгеймом, поставила его пьесу «Мышеловка», театральный ансамбль «Зюд-вест» - агитационную пьесу Вольфа «От Нью-Йорка до Шанхая» и «Крестьянина Бетца» (1932). В драме о враче-еврее профессоре Мамлоке Вольф ставит вопрос о причинах захвата власти нацистами. В центре пьесы находится уже не герой из пролетарской среды, а патриотически настроенный, по существу аполитичный интеллигент, который оказывается между двумя «антагонистами» - нацистами, которые изгоняют его из клиники, и собственным сыном - коммунистом. Слишком поздно осознает герой пьесы свой истинный путь и находит выход лишь в смерти. В образе Мамлока воплощены миллионы Мамлоков, «двенадцать миллионов немецких мелких буржуа и интеллигентов» 112, в позиции которых Вольф видел решающий фактор победы немецкого фашизма. В годы эмиграции драма Вольфа «Профессор Мамлок» наиболее часто ставилась на сценах. Она свидетельствует о классической традиции в творчестве выдающегося драматурга и о вершине его мастерства: об актуальности темы; о социально-политической позиции героев; об искусстве развития фабулы, которое в момент трагической развязки заставляет зрителя принять эмоционально важное решение. В эмиграции (Вольф сначала находился в Швейцарии, затем ему было предоставлено убежище во Франции и, наконец, в Советском Союзе), разумеется, исчезли предпосылки для создания драмы такого типа. Имели успех лишь несколько его попыток создать оперативную, антифашистскую драму современности. Наряду с пьесами «Флоридсдорф» (1934) о восстании австрийских рабочих в 1934 году и «Корабль на Дунае» (1938) к его лучшим драматическим произведениям периода эмиграции относится историческая драма «Бомарше, или Рождение Фигаро» (1940).