Эрвин Штритматтер

Бертольт Брехт считал Эрвина Штритматтера одним из тех новых писателей, которые «не выросли из пролетариата, а выросли вместе с пролетариатом». Первым романом Штритматтера был «Погонщик волов» (1950). Роман дает яркую и многообразную по индивидуальности характеров и богатству оттенков картину деревенской жизни в годы Веймарской республики. В центре романа находится мальчик из деревенской семьи, который пытается найти свое место в мире нищеты и отчаяния.

Связь романа с современностью хотя и не является прямой, но зато более глубокой, чем у иных книг этих лет.

После сборника рассказов «Стена падает» (1953) Эрвин Штритматтер опубликовал роман для детей «Тинко» (1957; экранизация осуществлена в 1957 году; театральная постановка - в 1969 году), оказавшийся одним из наиболее зрелых произведений литературы Германии раннего периода. То, что до появления книг «Тинко» Эрвина Штритматтера и «Трини» Людвига Ренна оставалось лишь призывом отобразить нераздельное единство мира взрослых и мира детей, нашло здесь художественное воплощение, предопределившее на будущее самые высокие требования к этому виду литературы.

Роман повествует о социальных переменах в лужицкой деревне в 1948- 1949 годах. Развитие сюжета определяется событиями, которые показывают, что новый уклад жизни делает людей более человечными. Главный конфликт романа связан с образом старого крестьянина Краске, который видит в революционных преобразованиях лишь средство для достижения личной выгоды, для того, чтобы устроить свою жизнь по прежнему образцу деревенских богачей. Получив по земельной реформе свой надел, Краске делает себя и свою семью рабами этого надела, из-за чего глубокая гуманистическая суть социального переворота в деревне превращается в свою противоположность. Краске теряет сына и внука Тинко, для которых открываются иные жизненные перспективы благодаря тем людям в деревне, которые несут ей новое. По-детски наивный взгляд десятилетнего мальчика, главного героя книги, от лица которого ведется рассказ, обусловливает тот забавный и дидактический «эффект очуждения», который одновременно и занимателен для читателя, и активизирует его критическое отношение к повествуемым событиям.

До 60-х годов центральной темой в творчестве Штритматтера было внутреннее преодоление трудящимся человеком пережитков антагонистического классового общества. Первый том романа «Чудодей» (1959), поэтичная повесть «Пони Педро» (1959), драма «Невеста голландца» (см. с 324) подняли литературу Германии на новую высоту, обусловив собою более серьезные требования к современным художественным произведениям. В романе «Оле Бинкоп» (1963) Штритматтер сделал решительный шаг вперед в изображении современности и ее самых злободневных проблем.

После того как земельная реформа помогла крестьянам улучшить свое благосостояние, мечтатель Оле Бинкоп организовал вместе с деревенскими бедняками «Новое общество крестьянской взаимопомощи». Не дожидаясь указаний, он покончил с прежним неравенством, которое едва не начало утверждаться вновь. Прошли годы, и оказалось, что Оле Бинкоп действовал правильно: в деревне окреп социалистический способ ведения сельского хозяйства. Но возникли и новые трудности: догматическое отношение к указаниям вышестоящего руководства вредило не только хозяйству, но и подрывало основы коллективизма у крестьян. Бинкоп пытается справиться с этой проблемой в одиночку. Он обособляется, упрямо протестует и в конце концов трагически погибает.

В романе изображены конфликты и противоречия, сопутствовавшие построению социализма и обусловленные не только борьбою со старым обществом. В драматически остром сюжете сталкиваются догматизм и творческий подход к делу, узколобое начетничество в исполнении неверно понятых решений и инициатива. Но как противники Бинкопа, так и он сам, искренне верящий в социалистическую демократию и делом доказывающий это, обнаруживают своими поступками существование еще не искорененных пережитков прошлого. Таким образом, строительство нового жизненного уклада становится и самоосвобождением человека от вековых оков.

Роман «Оле Бинкоп» вызвал множество споров об отображении современности. Нападки на роман, за которыми скрывались узкосхематические представления о реализме в искусстве, были отбиты, в дискуссиях подчеркивалась активная роль литературы в осмыслении новой действительности. Для самого Эрвина Штритматтера этот роман означал завершение одного и начало нового этапа его творчества.

Литература Германии стала коллективным органом осмысления проблем общества и всей исторической эпохи. Выступая в 1978 году, Герман Кант смог назвать ее «предметом обихода» 60 и «демократическим делом». По его словам, она хранит накопленный «опыт» и вместе с тем является «движением от того, что есть, к тому, что должно наступить». Выполняя это назначение, она создала и свое самобытное понимание искусства, и общество, которое любит искусство.

Этот процесс был тесно связан с завершением в 60-е годы переходного периода от капитализма к социализму и с началом построения развитого социалистического общества.

Поиски и эксперименты были характерными чертами 60-х годов. На съездах Союза писателей, в многочисленных статьях и публицистических выступлениях поднимались проблемы активного участия литературы в общественной жизни, проблемы научно-технической революции, вопросы необходимости развития новой, социалистической морали, проблемы изменений в соотношении сил на международной арене и конфронтации этих сил.

VIII съезд СЕПГ (1971) положил начало новому этапу общественного развития Германии. Съезд выдвинул в качестве главной социальной задачи всестороннее удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей населения. Умножение общественного достояния, развитие социалистических производственных отношений и социалистической демократии послужили надежной основой для создания подлинно творческой атмосферы в стране.

VI пленум ЦК СЕПГ (1972) поставил задачу развивать все многообразие социалистической реалистической литературы в соответствии с разносторонними потребностями трудящихся. Он указал на особые возможности искусства, присущие только ему одному, и на эстетическую специфику искусства, а также на широчайший диапазон творческих исканий, имеющих в своей основе партийный подход к действительности. В эти годы получил значительное развитие жанр телефильма, который оказал немалое влияние и на литературу в целом. Писатели стали смелее варьировать стилевую манеру и композиционные решения. Заметно оживились новеллистический жанр, эссеистика и мемуаристика. Драматурги - отстаивая порою весьма различные представления о содержании и функции социалистического театра - искали новые современные темы и новые пути их сценического воплощения. В поэзии появилось большое количество произведений, отличающихся философско-мировоззренческой глубиной.

Прочнее и убедительнее стала взаимосвязь между стремлением к актуальности и желанием исторически осмыслить современность: более разнообразным и глубоким стало воздействие литературных произведений на читателя по сравнению с некоторыми книгами начального периода литературы Германии.