Эпопея Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере

Эпопея Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере представляет собой многотомный роман воспитания. Цель же учеников школы Хогвартс - стать волшебниками, причем описаны школьные будни, а учителя, воспитатели и сами ученики служат как добру, так и злу, отчего школа Хогвартс во многом похожа на обыкновенную школу. По мнению И. Роднянской, романы Роулинг приучают ребенка к "бремени обыденной жизни, подсвечивая ее бликами необыденности, но давая понять, что эта жизнь - единственно возможная, что другой жизни, другой реальности нет и быть не может".

Сразу после выхода первого тома "поттерианы" читатели разделились на два лагеря - сторонников и противников Гарри Поттера. Столь же полярными оказались и мнения литературных критиков. В России первый роман эпопеи Роулинг был переведен в 2000 г. В связи с выходом на русском языке романа "Гарри Поттер и Философский камень" Владимир Александров констатировал: "Создалось впечатление, что целый ряд критиков, среди которых Г. Шульпяков и А. Монахов, А. Метелкина и Д. Ольшанский, лично уязвлены фактом существования феномена.

Самое оскорбительное в деле о Поттере то, что о его приключениях читают миллионы, автору платят сумасшедшие гонорары, и Голливуд озабочен проблемой немедленной постановки блокбастера о юном герое. А общим местом нашей массовой психологии является категорическое неприятие успеха. Впрочем, и в этом мы далеко не оригинальны".

А ведь Роулинг - несомненный мастер остросюжетного повествования, и в ее текстах присутствуют традиции английского сатирического, фантастического и детективного романов, отмечает В. Александров. Далее он критикует перевод первого романа Роулинг "Гарри Поттер и Философский камень" на русский язык, считая, что русский текст тяжелый и труднопроизносимый, а "перевод изобилует неточностями, приблизительностями и неоправданными вольностями", искажающими текст Роулинг2.

В том же номере журнала "Новый мир", в котором опубликован положительный отзыв В. Александрова о первом романе Роулинг, находим и отрицательное мнение поэта Владимира Губайловского относительно книги "Гарри Поттер и Философский камень". Он считает, что книга Джоан Роулинг отнюдь "не тянет на литературный шедевр и вряд ли достойна внимания с этой точки зрения". Она состоит, по его мнению, из картинок, разговоров и хаотичных действий, а поступки героев ничем не мотивированы, причем детали у Роулинг "не говорящие, а проходные". В. Губайловский полагает, что Гарри Поттер у Роулинг - "это английский взрослый, который со всем своим знанием и опытом вернулся в свою закрытую частную школу, где в свое время, будучи мальчиком, немало настрадался. Но теперь, много лет спустя, когда даже самые горькие слезы высохли, эта школа полна для него очарования - это ведь его собственное детство. И возвращается он не таким, как был, - маленьким и слабым, он возвращается всемогущим волшебником". В. Губайловский называет Роулинг не писателем, а имитатором и считает, что ажиотаж вокруг романа "Гарри Поттер и Философский камень" создали взрослые - те, кто читают "издания в серых обложках без картинок".

Рецензия Г Шульпякова "Разбирая Гарри" появилась в еженедельном приложении к "Независимой газете" - "Ex libris" - в декабре 2000 г., спустя несколько дней после выхода перевода книги "Гарри Поттер и Философский камень" на русский язык. Г Шульпяков полагает, что Роулинг писала свои книги для взрослых, а не для детей, "избывая свои комплексы по отношению к их, взрослому, миру"3. Романы Роулинг, по мнению Г. Шульпякова, "оказались в роли альтернативной Библии, а сама писательница выступила в роли евангелиста, предлагая свою альтернативную версию священной истории"4. Г. Шульпяков также отрицательно отзывается о переводе первого романа Роулинг на русский язык.

Защитником романов о Гарри Поттере в России является диакон Андрей Кураев. На гаррипоттеровских интернет-форумах даже появилась формулировка: "Диакон, который защитил мальчика, который выжил".

Непримиримым противником эпопеи о Гарри Поттере выступил знаменитый американский литературовед, теоретик поэзии и философ Хэролд Блум (р. 1930), постоянная тема книг которого есть убеждение в том, что великая литература, возглавляемая творчеством Шекспира, жива и исчезнуть никогда не может. Хэролд Блум назвал романы "поттерианы" "безвкусной манной кашей". Однако почитатели "поттерианы", американские и канадские философы, проводят ежегодные полномасштабные конференции, посвященные Гарри Поттеру, начиная с 2003 г. Первая такая конференция - "Нимб 2003" - состоялась в Орландо, штат Флорида, США.

В коллективной монографии "Harry Potter and Philosophy", которую составили американские философы Дэвид Бэггет, ассистент кафедры философии в Кингс-колледже (Пенсильвания), и Шон Клейн, приват-доцент философского факультета штата Аризона, публикуются 16 работ философов, которые считают, что хотя романы Роулинг написаны не как философские трактаты, но это отнюдь не лишает их философской значимости. "Наши авторы, горячие поклонники Поттера и философы, представляют широкий спектр самых различных точек зрения", - говорится в предисловии к сборнику. Для петербургского издания перевода коллективной монографии написал послесловие диакон Андрей Кураев.

Нынче в мире публикуются многочисленные "справочники" и "путеводители" по "волшебным мирам Гарри Поттера". Наиболее известным справочником является работа Дэвида Колберта "Волшебные миры Гарри Поттера. Собрание мифов, легенд и удивительных фактов", которая вышла на Западе несколькими изданиями и переведена в Москве.

Дэвид Колберт - ведущий автор сценариев телепрограммы "Кто хочет стать миллионером?", которая была приобретена и Первым каналом Российского телевидения. Дэвиду Колберту принадлежит также справочное издание "Магические миры "Властелина колец"", в котором комментируется сказочно-героическая эпопея Джона Роналда Р. Толкиена.

Будучи специалистом-антропологом и знатоком различных религий и всемирной мифологии, Д. Колберт публикует в своем поттеровском справочнике шесть десятков небольших статей, посвященных многочисленным аспектам эпопеи Джоан Кетлин Роулинг о приключениях Гарри Поттера, а также первоисточникам целого ряда сюжетных линий романов. В послесловии к этому справочнику Дэвид Колберт признает, что знание писательницей мифов и легенд столь же впечатляюще, сколь и ее умение преподнести их "в свежей и оригинальной форме".