Драматургия Гермиании 50-х годов

Общее требование сценического изображения проблем и конфликтов современности привело в начале 50-х годов к созданию пьес, которые поставили в центр внимания новый характер труда и воспитание зрителей в духе революционной активности на производстве. Однако подобно тому, как это происходило в производственном романе (348), современные проблемы преподносились скорее в агитационном плане, чем с последовательным соблюдением особенностей сценического искусства. Поверхностная политизация нередко не позволяла выйти за пределы оперативных задач.

Герман Вернер Кубш (1911-1983) в пьесе «Первые шаги» (1950, написана в 1948 году) сталкивает сознательного рабочего с переплетением противоречий, недоверия, вражды и саботажа, показывая вместе с тем, как множатся силы тех, кто занят созидательным трудом.

Пьесы Карла Грюнберга (1891-1972) «Золотом льется сталь» (1950) и «Электроды» (1954) были посвящены событиям острых классовых схваток тех лет. Пользуясь средствами детективного жанра, автор изображал в этих пьесах столкновение между еще не вполне сложившимся трудовым коллективом и классовым врагом. В пьесах Пауля Герберта Фрейера (1920-1983; «Пароход», 1953; «Подсолнухи», 1954; «Вверх по дороге», 1954) показан процесс сплочения коллектива. Правда, в этих пьесах приходится отметить тенденцию к упрощенчеству.

Попытки направить эпический театр на работу с современным материалом оказались гораздо плодотворнее. Они отвечали принципам и задачам самого эпического театра, предполагавшим критически активное отношение зрителей к сценическому действию. Однако те новые творческие импульсы, которые несла в себе комедия Эрвина Штритматтера (род. в 1912 году) «Кацграбен» и ее инсценировка, сделанная Брехтом, поначалу не были восприняты ни театрами, ни драматургами.

Именно Брехту принадлежит заслуга первооткрывателя литературного дарования Штритматтера. Его комедия «Кацграбен», которую Брехт поставил в 1953 году в своем театре «Берлинер ансамбль», «впервые показала на немецкой сцене классовую борьбу в условиях современной деревни» 53. Действие пьесы, разделенное на эпизоды, последовательно показывает революционные преобразования в деревне. Узловым моментом для развития сюжетной линии является взаимосвязь между мыслями и поступками персонажей и их социальным положением.

Бедняки Кацграбена получают землю. Однако их старая зависимость от кулака Гросмана еще сохраняет свою силу. Помощь со стороны нового государства не слишком интересует крестьян, пока она ощутимо не изменяет их жизни. В 1947 году Гросману еще удается помешать строительству дороги, ведущей в город, но в 1949 году строительство дороги все же заканчивается, и в деревне появляются первые трактора. Господству Гросмана приходит конец.

Пользуясь фоном этих событий, оттеняющих материальные причины социальных конфликтов и зачастую скачкообразные перемены в мыслях и поступках крестьян, Штритматтер старается показать, как у людей, прежде бесправных и угнетенных, растет способность к самостоятельному устройству своей жизни. Для пьесы характерна комедийная основа как отдельных персонажей, так и всего действия.

Поддерживая Штритматтера инсценировкой пьесы «Кацграбен», Брехт пытался применить принципы своей драматургии к новому материалу, чтобы заложить таким образом основы для театра нового общества.

Штритматтер использовал принципы эпической драматургии и в своей следующей пьесе, «Невеста голландца» (1960), действие которой происходит в конце войны и первые послевоенные годы.

Беднячка Ганна любит богатого крестьянина. Она надеется быть счастливой с ним, несмотря на все социальные барьеры и политические разногласия. И чем больше рассеивается ее заблуждение в силу новых событий и разочарований, тем более вырастает она как личность, в том числе и в своих непростых отношениях с коллективом, который объединяет ее подлинных друзей. В этой пьесе характеры персонажей более индивидуальны, чем в «Кацграбене», узловыми моментами действия служат прочные взаимосвязи социально-политических процессов с глубоко личными мотивами.

В начале 50-х годов на сценах часто шли пьесы, посвященные антиимпериалистической борьбе в других странах, например, пьеса Пауля Герберта Фрейе-ра «Безнадежное дело» (1951), в которой показано, как развеиваются иллюзии солдат Иностранного легиона, участвующих во французской войне против Вьетнама, или пьеса Ганса Пфейфера (род. в 1925 году) «Игра с фонариками» (1957).

Эта пьеса-предупреждение, действие которой происходит год спустя после атомной бомбардировки американцами города Нагасаки, разоблачает агрессивную империалистическую политику. События пьесы концентрируются вокруг важных личностных решений, которые приходится принимать людям в период напряженного противостояния сил войны и мира.

В центре ранних драматургических работ Альфреда Матуше (1909-1973) «Деревенская улица» (1955) и «Голая трава» (1958) стоят нравственные перемены, происходившие в последние военные и первые послевоенные годы.

Признание Альфреду Матуше принесли пьесы 60-х и 70-х годов («Песня моей дороги», 1969; «Ван Гог», 1973). В пьесе «Мыс тревоги» (1970) он откликается на актуальные проблемы жизни социалистического общества. Матуше указывает на несколько умозрительный максимализм своего героя, выдвигающего высочайшие требования по отношению к себе и к обществу.

Важный вклад в развитие драматургии Германии принадлежит Гедде Циннер и Гаральду Хаузеру.

Гедда Циннер (род. в 1907 году), эмигрировав из фашистской Германии в Советский Союз, работала преимущественно в публицистическом жанре. В 1940-1941 годах она написала пьесу «Кафе "Пайер"», где показано, в какой мере мелкобуржуазные слои населения виновны в захвате фашистами власти. Широкий отклик получила пьеса Гедды Циннер «Дьявольский круг» (1953), в основу которой лег процесс о поджоге рейхстага. В центре пьесы находятся перемены, происходящие в сознании одного из депутатов от социал-демократов, который находится в плену иллюзий о буржуазной демократии, чем пользуются фашисты в своих кознях против коммунистов, однако сильное впечатление от речи Димитрова на суде приводит героя к антифашистам. Обращаясь к историческим материалам, Гедда Циннер неизменно отыскивала их связь с современностью («Солдаты Лютцова», 1955; «Равенсбрюкская баллада», 1961). Пьеса «Генерал Ландт» (1957) стала полемическим ответом на пьесу Карла Цукмайера «Генерал дьявола», ибо Гедда Циннер со всей ясностью показывает ту ответственность за вторую мировую войну, которую несет германский генералитет, находившийся якобы «вне политики».

Позднее Гедда Циннер обратилась в основном к прозе, ею написаны, в частности, биографический роман «Всего лишь женщина» (1954), посвященный жизни и деятельности Луизы Отто-Петерс, а также трилогия «Предки и наследники» («Регина», 1968; «Сестры», 1970; «Фини», 1973), представляющая собою развернутое эпическое повествование, в центре которого находится судьба одной австрийской буржуазной семьи. О своей жизни коммунистки и писательницы Гедда Циннер рассказала в автобиографии «На красном ковре» (1977).

Гаральд Хаузер (род. в 1912 году) в своей пьесе для трех действующих лиц «Конец ночи» (1955) говорит об истоках германо-советской дружбы и необходимости ее упрочения. Побывав на Тибете, он написал пьесу «Небесные сады» (1958), посвященную сложным проблемам преодоления вековых религиозных традиций. В пьесе «Белая кровь» (1959) Хаузер обратился к теме гонки ядерного вооружения; пьеса «Операция Найт-степ» (1960) обличает военную истерию на Западе и антикоммунистическую пропаганду.