Дискуссии по вопросам драматургии и издание журналов в 20-х годах

Много места уделялось также разнообразным дискуссиям: по вопросам драматургии, «К спорам о формальном методе», «О соци­альном заказе» и т. д. Широко печатая работы авторов раз­личных теоретических направлений, «Печать и революция» не всегда занимала достаточно четкую и последовательную пози­цию в отношении к ним. Достоинством «Печати и революции» являлось привлечение большого библиографического материала, освещение разнообразной художественной и научной продукции тех лет.

В 1923 г. начали издаваться журналы «Огонек», «Прожектор», «Красная нива», в 1924 г. — «Звезда» и «Октябрь», с 1925 г.— «Новый мир», «30 дней» и др.

В «Новом мире» за годы 1925—1929 были опубликованы такие произведения, как «Жизнь Клима Самгина» (ч. II) М. Горького, «Хождение по мукам» (ч. II), «Петр Первый»(ч. I) А. Толстого и др. В отделе поэзии печатались стихи В. Маяковского, С. Есе­нина, Н. Асеева, Э. Багрицкого, И. Сельвинского и других.

Возникает ряд сатирических журналов: «Крокодил», «Крас­ный перец» и др. Наряду с ними существовали и юмористические журналы, которые, стремясь удовлетворить вкусы нэпманской пуб­лики, не поднимались выше простого зубоскальства.

В эти годы организуется периодическая пресса для детей (га­зета «Пионерская правда», журналы «Барабан», «Пионер», «Мур­зилка» и др.). Специально для крестьянского читателя с 1923 г. издается «Крестьянский журнал», с 1924 г. — сатирический жур­нал «Лапоть» и др.

Тяга широких масс к культуре отразилась в росте периферий­ной печати. В 1922 г. стал издаваться журнал «Сибирские огни». В этом журнале начинали свою писательскую деятельность Л. Сейфуллина, Вс. Иванов, Л. Мартынов, А. Караваева, Р. Фраерман и другие советские писатели.

Весной 1922 г. организуется ежемесячный журнал «Молодая гвардия». ЦК партии в постановлении «О работе комсомола в об­ласти печати» (1925) указал на необходимость объединения моло­дых поэтов, писателей, а также способных юнкоров вокруг «Мо­лодой гвардии» и других комсомольских журналов («Смена», «Журнал крестьянской молодежи») *.

Многие критики и писатели, впоследствии вошедшие в РАПП, были авторами журнала «На посту» (1923—1925), позднее «На литературном посту» (1926—-1932). В этих журналах сформиро­вались взгляды так называемых «напостовиев» — будущего ядра РАПП.

Журнал «Октябрь» издавался с 1924 г. Московской ассоциа­цией пролетарских писателей (МАПП), возникшей в 1923 г. В «Октябре» были напечатаны выдающиеся произведения советской литературы, в том числе «Разгром» А. Фадеева, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Бруски» Ф. Панферова.

В начале 20-х годов еще продолжали существовать декадент­ские журналы вроде «Записок мечтателей» (1919—1922) с его характерной обложкой, на которой был изображен старомбдный денди в цилиндре и плаще, возвышающийся над каким-то старин­ным городом, окруженным облаками дыма и тумана. Эта обложка как бы символизировала уход от жизни, сосредоточенность чело­века в себе, в своих переживаниях.

В буржуазных органах — в «Вестнике литературы» (1919 — 1922), этом, по словам К. Федина, «реквиеме старой публицисти­ки, старого журнализма» 2, в «Летописи дома литераторов» (1921 — 1922), «Литературных записках» (1922) еще раздавались элегиче­ские вздохи, а иной раз истерические вопли, кликушеские причи­тания о «гибели» русской культуры. А в «Доме искусств» (1921; вышли всего две книги) Е. Замятин пугал читателей в печально­знаменитой статье «Я боюсь»: «настоящей литературы у нас не будет».

Симптоматична была в связи с активизацией буржуазных эле­ментов в нэповские годы попытка возрождения периодического альманаха «Шиповник» (1922) под редакцией Ф. Степуна, альма­наха, который в свое время после революции 1905 года пытался, как известно, противопоставить свою эстетскую позицию демокра­тической платформе «знаньевцев». Обреченность этого «живого трупа» в годы социалистического строительства не оставляла со­мнений: после выхода первой книги «Шиповник» перестал сущест­вовать.