Демократическая литература

Выступление в защиту буржуазной демократии, предпринятое в основном писателями старшего поколения, считавшими Веймарскую республику положительным фактором, дало литературе весьма значительные произведения.

Важной мировоззренческой проблемой стало осязаемое противоречие между демократическими общественными идеалами и таким государственным строем, который хотя формально и дает своим гражданам основные права, однако оставляет нерешенными даже самые насущные социальные проблемы. Внутренний кризис многих писателей объяснялся их привязанностью к буржуазным представлениям о жизни и отчетливым сознанием того, что «век буржуазии» подошел к своему концу. Они чувствовали, что далеки от пролетариата, а поэтому «дух» становился для них последней опорой. Писатель считал себя носителем духовного начала в обществе или даже видел себя стоящим над обществом в качестве общественной совести.

Долг писателя состоит в том, чтобы «искать истину независимо от ее полезности или вредности, добиваться справедливости, даже если это будет неразумно с практической точки зрения».

Такое понимание задач писателя, как и защита буржуазной демократии, имело определенные положительные последствия. Оно обусловливало оппозицию писателей фашизму, что все чаще означало необходимость выхода из сферы чисто художественной в сферу политическую. Публичные выступления, политические статьи, эссе о вопросах политики и культуры стали важной частью писательского творчества. Б. Франк («Политическая новелла», 1928), Л. Фейхтвангер («Успех»), Т. Манн («Марио и волшебник») были в числе тех, кто первым начал литературное наступление на международный фашизм. Кроме того, эти писатели были вынуждены пересмотреть прежние представления о демократии. Уже в 1925 году Г. Манн провел различие между существующей «консервативной» демократией и «радикальной» демократией; по его мнению, следует добиваться «радикальной» демократии. «Республика стала свершившимся фактом, она существует как выражение трудящихся масс, которые верят в справедливость и убеждены в силе разума» 67. Семь лет спустя его брат Т. Манн заявил о своем полном недоверии «буржуазной республике, которая делает европейскую буржуазию неспособной к государственно-экономическому переходу в новый мир» 68, что Т. Манн считал необходимым условием прогрессивного исторического развития.

Наиболее авторитетным и боевым органом печати, выступавшим в защиту подлинной демократии, был журнал «Ди Вельтбюне». Первоначально он был основан Зигфридом Якобсоном как театральный журнал «Шаубюне» (1905), но с годами он все в большей мере становился трибуной «для всех левых сил Германии в самом широком значении этих слов». Журнал собрал вокруг себя «левобуржуазных» писателей, среди которых были К. Тухольский, В. Меринг, А. Цвейг, Э. Кестнер. Главным редактором журнала стал с 1926 года Карл фон Осецкий (1889-1938). В своем последнем публичном выступлении, состоявшемся в январе 1933 года, он выразил мысль, подведшую итог исканиям буржуазно-демократической литературы за последние годы существования республики: «Я не принадлежу ни к какой партии. Я боролся с разными силами, больше с правыми, но и с левыми тоже. Однако сегодня мы должны понять, что слева от нас находятся только союзники. Флаг, который я считаю своим, - отнюдь не черно-красно-золотой флаг этой выродившейся республики, а знамя объединенного антифашистского движения» 69.

Осецкий был арестован в 1933 году и заключен в концлагерь, где его истязали. В 1936 году ему была присуждена Нобелевская премия мира. Этот демонстративный акт антифашистской мировой общественности освободил Осецкого из концлагеря, но не смог спасти его жизни. Осецкий умер от последствий заключения.

Для литературы же как таковой, пожалуй, наиболее важно было то, что многие буржуазные писатели вернулись к «демократическим» взглядам на искусство. Они вновь почувствовали, что должны писать о людях и для людей, а это означало в данном случае писать по-новому. Искусство обращалось теперь не к избранному кругу, а к широкой общественности, в том числе к рабочим. Вновь было понято, как писал Дёблин в 1930 году, что «литература принадлежит живому народу и его заботам» 70. Л. Фейхтвангер резюмировал новые устремления в области искусства так: «Писатели и читатели ищут не передачи субъективных ощущений, они хотят всмотреться в объективную реальность - в зримую современную жизнь, изображенную в понятной форме» 71.

Подобные высказывания наглядно характеризуют перемены, наступившие после экспрессионизма, и расцвет реализма, ознаменовавшийся крупнейшими достижениями буквально во всех литературных жанрах. Да и в кино среди многочисленной коммерческой посредственности появились такие замечательные фильмы, как «Счастье матушки Краузен» (1929; режиссер П. Ютси), «Голубой ангел» (по роману Г. Манна, 1930; режиссер Й. Штернберг), «Трехгрошовая опера» (по пьесе Б. Брехта, 1931; режиссер Г. В. Папст), «Западный фронт 1918» (по роману Э. М. Ремарка, 1930; режиссер Г. В. Папст) и другие. Важный вклад в развитие жанра радиопьесы внесли А. Дёблин, Б. Брехт, Ф. Вольф и Р. Леонгард.

И все же критическое отношение буржуазных писателей к проблемам современности нашло свое наиболее многообразное выражение в социальном романе.