«Анюта» Попова

Родоначальницей жанра русской комической оперы явилась «Анюта» Попова, которой, по словам современников, «принадлежало первенство в сем роде стихотворений на нашем языке» (была поставлена на сцене в 1772 г.).

Автор «Анюты» Михаил Иванович Попов вышел из купцов; биография его, как и многих других писателей-разночинцев XVIII века, мало разработана (дата рождения— 1742 г.— установ­лена только теперь. Умер он около 1790 г., самое его отчество долгое время указывалось неправильно: Васильевич). Известно, что он был актером придворного театра, затем учился в Москов­ском университете; как и Новиков, работал секретарем комиссии по составлению нового «Уложения», что также оказало несомнен­ное влияние на его последующую литературную деятельность. Начал он ее около 1765 г. переводами; затем сотрудничал в новиковском «Трутне» и других сатирических журналах. В 1768 г. Попов выпустил «Краткое описание древнего славенского языче­ского баснословия», составленное по различным, в том числе и фольклорным, источникам и носившее, по его собственному при­знанию, достаточно фантастический характер. Попов помогал М. Д. Чулкову в составлении его песенника; следом за «Пере­смешником, или славенскими сказками» Чулкова выпустил свой подобный же сборник «Славенские древности, или приключения славенскйх князей» (1770—1771), выдержавший три издания. В 1772 г., одновременно с «Анютой», вышло собрание его сочине­ний и переводов в двух томах — «Досуги». Из довольно много­численных стихов Попова особенно значительны его песни; заме­чательный знаток, любитель и собиратель фольклора (им было собрано больше тысячи фольклорных текстов), Попов сумел при­близиться в некоторых из них не только к стилистике, но и к духу подлинного народного творчества. Таковы две его песни: «Не го­лубушка в чистом поле воркует» и в особенности «Ты бессчастный добрый молодец». В 1792 г., уже после смерти Попова, вышел составленный им песенник «Российская Эрата, или выбор наилуч­ших новейших российских песен, поныне сочиненных». Сочувствен­ное внимание и интерес к народу и любовь к народно-песенному творчеству сказались и в «Анюте» Попова — первой в нашей дра­матургии XVIII в. «народной» пьесе,—произведении из кресть­янской жизни. Музыка к «Анюте» (автор неизвестен) не сохрани­лась, но в ней несомненно звучали «голоса» (мотивы) народ­ных песен.

Содержание «Анюты» весьма несложно. Мнимая дочь кре­стьянина Мирона Анюта и соседний помещик Виктор любят друг друга. Но Мирон, который хочет иметь дарового работника в семье, намерен выдать Анюту за своего батрака Филатку. Неожиданно выясняется, что Анюта — дочь некоего «гонимого сильными врагами» дворянина, подкинутая Мирону в младенче­ском возрасте. Все препятствия к браку между Анютой и Викто­ром устранены, последний щедро оделяет деньгами Мирона и Филатку, и все заканчивается к общему благополучию. «Анюта*» написана вольным стихом, восходящим к стиху притч Сумаро­кова, к нарочито «низкому» слогу которых явственно тяготеет и язык крестьянских персонажей пьесы — Мирона, Филатки. Комически подчеркиваются и «низкие» чувства этих последних — невежество, грубость, жадность к деньгам,— противопоставляе­мые «благородным» чувствам Виктора и полковничьей дочери Анюты. Но вместе с тем в текст «Анюты» включены отрывки русских народных песен, народные поговорки, пословицы (в том числе знаменитая антикрепостническая «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»). Автором хотя и натуралистически, но довольно удачно схвачены особенности разговорной крестьянской речи, что вызвало резкое неодобрение со стороны некоторых современ­ников. «Крестьяне в сей опере,— писал один из них, предвосхи­щая будущую эстетику Карамзина,— разговаривают хотя и спра­ведливым своим наречием, в отдаленных провинциях употреб­ляемым, но для оперы сие наречие кажется нам несколько дико» — «противно нежному слуху зрителей». «Нежный слух» дворянских зрителей должен был быть неприятно поражен в пьесе Попова не только «грубым» крестьянским говором.

В отличие от многих последующих комических опер, живо­писующих идиллический пейзаж, блаженствующих под милости­вым попечением отца-помещика, в «Анюте» показан тяжелый трудовый быт крестьян. С этого и начинается пьеса: «Мирон один рубит дрова и голосом следует за ударами: Га!., га!., га!..» В последующих речах и песнях Мирона звучат чувства озлоблен­ного своим рабством и дворянскими привилегиями крепостного крестьянства, знакомые нам по «Плачу холопов». Все это сооб­щало пьесе особо выразительную тональность, поскольку «Анюта» появилась на сцене одновременно с антикрепостническими высту­плениями новиковского «Живописца» и совсем незадолго до на­чала восстания Пугачева. «Озлобление против дворянства» в ка­честве отличительной черты пьесы Попова отмечали и поздней­шие исследователи. Резко выступают крестьянские персонажи пьесы и против «злого крапивного рода подьячих». Крестьянская тематика «Анюты» оказалась вполне в духе времени и потому в значительной степени определила дальнейшие пути развития нашей комической оперы: авторы ее весьма часто заимствуют содержание своих пьес из крестьянского быта (обычно повторяют они даже и самое имя героини — Анюта, получающее почти нарицательное значение). Исключительно большую популярность из пьес этот рода приобрела появившаяся на сцене семь лет спустя после «Анюты», в начале 1779 г., комическая опера Аблесимова «Мельник — колдун, обманщик и сват».